Пить или не пить? И если пить, то может быть, кумыс, а не что покрепче? Над этими вопросами, бились на сегодняшнем пленарном заседании мажилиса. Депутаты рассматривали в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».
Обсуждая законопроект, мажилисмены заострили внимание не на его нормах и юридических тонкостях, а на главном, практически сакральном вопросе — пить или не пить казахстанцам. Алдан Смайыл напомнил коллегам, что у алкогольного вопроса, помимо сугубо бизнес-составляющей, есть и другая сторона — вред алкоголя для человека.
«Мы говорим а пользе алкоголя, о налогах поступающих от них, но мы не говорим о том сколько семей разрушил алкоголь, сколько детей рождаются больными, — заявил депутат, выступая на государственном языке. — Когда говорим о запрете на алкоголь, сразу приводятся в пример времена Горбачева. Убрали (из закона) такую хорошую меру как запрет продажи алкоголя в радиусе 100 метров от школ. Я не пойму, если мы не уберем эту меру, сколько предпринимателей пострадают? Мы не должны подталкивать своих предпринимателей зарабатывать с помощью алкоголя. Наши предприниматели должны открывать предприятия, полезные для народа и экономики страны. Они должны выпускать продукцию, имеющую спрос на внутреннем и внешних рынках. Если они будут заниматься этим, давайте освободим из от налогов. зачем превозносить водку для предпринимателей? у стран который думает о своем поколение и законодательство другое».
Он напомнил про опыт Норвегии, где существуют жесткие ограничения на продажу алкоголя. «Почему Казахстан не может пойти на такие решительные меры, почему мы не стремимся даже», — задался он вопросом. По мнению мажилисмена, необходимо развивать производство и пропагандировать национальные напитки — кумыс и шубат. На этом он предложил сосредоточить внимание правительству, а в случае, если кабмину не до этого — депутаты и сами готовы разработать необходимую законодательную базу.
Владислав Косарев увидел в законопроекте не столько заботу о населении или желании избавиться от теневого рынка алкоголя, а простое намерение найти источники для пополнения бюджета.
«Интерес правительства построен не на том, что страна спивается, а на том, что надо улучшить финансовое положение за счет оборота алкогольной продукции. Это видно невооруженным глазом — попытка правительства через ликеро-водочную отрасль пополнить бюджет, улучшить финансовое положение», — заявил он.
Каирбек Сулейменов обратил внимание на коррупционную составляющую алкогольного рынка и системы его регулирования. «Тут прямо можно заявить: эти разрешения, лицензии даны отнюдь не бесплатно. Все об этом знают, это мощный коррупционный фактор, и закрываем на это глаза», — заявил он.
Азат Перуашев тоже отметил ряд предлагаемых правительством норм, как по меньшей мере сомнительные. В частности, установление минимальных объемов загрузки предприятий.
«Какой бизнес будет себе в убыток работать? Не бывает же такого. И ясно, что основная часть оборота по этому предприятию находится в тени. И вместо того, чтобы останавливать эту теневую экономику, мы придаем ей легитимность этими нормами».
Мнений у депутатов было много. Только этот законопроект они обсуждали почти два часа. В итоге законопроект одобрили концептуально — в первом чтении. Все мнения и предложения решено детально рассматривать в рабочих группах — при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Как уже сообщалось, данный законопроект содержит три блока поправок. Так, один блок предусматривает увеличение ставок акцизов и минимальной розничной цены на алкоголь. В частности, за период с 2014 по 2016 годы, ставки акцизов увеличиваются в 3,1 раза. Соответственно, закрепляется, что в 2014 году ставка акциза — 1000 тенге на литр спирта, минимальная цена — 1120 тенге за литр.
Вводятся дополнительные ограничения по местам продажи алкогольной продукции. в списке запрещенных — здания и территории организаций здравоохранения, детские учреждения, физкульткрно-оздоровительные, спортивные, и спортивно-технические сооружения, стадионы, и автозаправочные станции.
Увеличивается и запрещенное для продали алкоголя время — предлагается ввести запрет на период с 21.00 до 12.00 следующего дня. падает при их уменьшении. Изменения касаются продаж спиртных напитков только крепостью свыше 30%. При этом эти ограничения не делятся на будние и выходные дни, не распространяются на рестораны, бары и кафе.
Усиливается и ответственность за реализацию алкогольной продукции лицам до 21 года. предлагается ужесточить санкцию — в два раз увеличив размер административного штрафа (сейчас это 5 МРП).
Одновременно предлагается снять запрет на реализацию алкогольной продукции в радиусе 100 метров от детских учреждений и организаций образования.
Изменить предлагается и правила торговли алкоголем. Так, предложено увеличить размер лицензионного сбора для производителей, а также установить ежегодный лицензионный сбор для оптовых и розничных продавцов алкогольной продукции.
Предлагается ужесточить и административную ответственность за нелегальный оборот алкогольной продукции. В частности предлагается предусмотреть дополнительную санкцию в виде конфискации продукции, по грубым правонарушениям предусмотреть лишение лицензии.
Еще одной мерой борьбы с теневым рынком, по мнению разработчиков, станет установление минимального процента использования мощности производства. По данным минфина, сегодня 13 из 17 спиртовых завода используют мощности менее чем на 30%. Правительством предложено установить такие минимальные требования: с 2014 года минимальная загрузка мощностей — 20%, с 2015 года — 30%, с 2016 года — 40%.