Мажилис во втором чтении одобрил проект нового уголовно-процессуального кодекса

Тамара Копылова, Астана, Vласть

В первом чтении проект нового уголовного кодекса депутаты одобрили в феврале текущего год. За чуть больше, чем два месяца подготовки документа, парламентарии внесли в него 546 поправок. Все они были одобрены сегодня на пленарном заседании мажилиса.

«В результате всестороннего обсуждения официально внесенных предложений и мнений на рассмотрение палаты в розданную вам итоговую и сравнительную таблицу внесено 546 позиций. Все они приняты, непринятых позиций нет», — сказал, выступая на государственном языке член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе депутат Рамазан Сарпеков.

По его словам, при подготовке документа ко второму чтению депутаты провели 60 заседаний рабочей группы. И на всех заседания основные концептуальные положения проекта УПК нашли поддержку.

«Особо отметили, что разработанный кодекс способствует усилению гарантий соблюдения и защиты конституционных прав человека и гражданина, приведению в соответствие с передовыми международными стандартами ведения уголовного преследования и правосудия, а также позволит достижения процессуальной экономии и эффективности и расширению судебного контроля досудебного уголовном процессе», — подчеркнул он.

Что касается особо важных моментов документа, то по словам Сарпекова, их десять.

«В целях единообразного применения часто используемых в уголовном законодательстве в тексте на казахском языке множество понятий были приняты варианты слов, утвержденные государственной терминологической комиссией. В результате заглавие проекта кодекса было изменено, а заглавие в тексте на русском языке осталось без изменений. Вместе с тем, в целях единообразного применения правовых понятий, эти изменения нашли свое отражение и в проектах уголовного, уголовно-исполнительного кодекса и в кодекс об административных правонарушениях, — сообщил депутат.

Второе. Во время уточнения значимых функций уголовного преследования и уголовного правосудия была выявлена цель уголовного процесса.

«Это пресечение уголовных правонарушений и беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, разоблачение совершивших преступление лиц и привлечение их к уголовной ответственности. Справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защиты общества и государства от уголовных правонарушений», — подчеркнул он.

Наряду с уточнением содержания в используемом кодексе некоторых понятий, учтена правовая необходимость наполнения документа такими новыми понятиями, как розыскные мероприятия, уголовное преследование, обвинение, государственное обвинение.

Во время обсуждения также были усовершенствованы некоторые нормы относительно объединения уголовных дел, приостановления производства по делу, прерывание срока досудебного расследования и хранения тайны. А порядок исчисления процессуальных сроков приведен «в соответствие с постановлением конституционного совета об официальном толковании норм конституции РК по вопросу исчисления конституционных сроков».

По предложению депутатов статья 52, которая определяет состав суда, дополнена нормой о том, что «основываясь на исключительности и высокой значимости основания внесение председателем верховного суда РК представления и генеральным прокурором РК протеста рассмотрение дела осуществляется коллегиально в составе председателя надзорной судебной коллегии и не менее шести судей».

Кроме выдачи санкции на отдельные следственные действия в ходе досудебного производства были доработаны вопросы относительно полномочий следственного судьи, осуществляющего рассмотрение жалоб и ходатайств сторон во время досудебного производства. также стать 55 УПК РК дополнена нормами по вопросам санкционирования, временного отстранения от должности и запрета на приближение (обвиняемого к потерпевшему — V.).

«Вместе с тем, в связи со сложностью вопроса рассмотрения ходатайства прокурора о конфискации до вынесения приговора имущества, полученного незаконным путем, этот вопрос изъят из полномочий следственного судьи», — подчеркнул Серпеков.

Для обеспечения принципа состязательности и равноправия сторон при судебном производстве были внесены несколько новых дополнений, направленных на повышение процессуального статуса защитника. В частности, для оказания квалифицированной юридической помощи защитника, адвоката, расширилось его право касательно сбора и представления необходимых документов, сведений, других данных обязательно регистрируемых в материалах уголовного дела. Внесены дополнения с точки зрения уточнения некоторых норм, касательно порядка сбора, закрепления и исследования доказательств сторон в процессе досудебного расследования и судебного разбирательства.

«В целях обеспечения всестороннего, полного и объективного изучения следователем каждого уголовного дела при производстве досудебного расследования, учитывая возможность запрета на необъективное вмешательство в дело, необоснованные указания надзорного прокурора, приняты новые предложения об обязательной письменной форме указаний прокурора следователю», — пояснил девятую поправку депутат.

Также по его информации улучшен ряд норм, предусмотренных в особенной части проекта кодекса, связанных с досудебным производством по уголовным делам. Рассмотрение уголовных дел в судах первой, апелляционной, кассационной инстанций и судебных актов в порядке судебного надзора верховного суда РК и регулирующих порядок производств по делам с участием присяжных заседателей.

«В проекте кодекса предусмотрено соглашение о сотрудничестве, которое производится по всем категориям преступлений при способствовании раскрытию и расследованию преступлений, совершенных преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных другими лицами, а также экстремистских и террористических преступлений, — отметил депутат. — Учитывая важность данного соглашения есть и уточнения, что процессуальное соглашение о сотрудничестве утверждается прокурорам области или приравненным к нему прокуроров», — заключил он.

Как ранее сообщил заместитель генерального прокурора Иоган Меркель, проект нового уголовно-процессуального кодекса приближен к европейским стандартам и предусматривает новый институт «сделки о признании вины». Также, документом предполагается паритетная ответственность следователя и прокурора.

Свежее из этой рубрики