Проверять всю информационную продукцию на вредоносность для детей предлагают мажилисмены. Озаботившись будущим страны, они инициировали проект закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», уже презентовали его коллегам и приступили к проработке норм документа.
Софья Пашкова, Астана, Vласть
Проверять всю информационную продукцию на вредоносность для детей предлагают мажилисмены. Озаботившись будущим страны, они инициировали проект закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», уже презентовали его коллегам и приступили к проработке норм документа.
Кстати, о качестве законопроекта мнения депутатов разделились буквально сразу. Алдан Смайыл, один из соавторов, презентуя проект, заметил: мол, если вопросов нет, значит, документ хорошо проработан. Но оказалось, что отсутствие вопроса – лишь минутная заминка. Правда, пока лишь для одного депутата – Дариги Назарбаевой.
У нее вопросов оказалась масса. Так, мажилисмены предусмотрели в законопроекте норму о возрастной классификации информационной продукции, проведении экспертизы этой продукции и, конечно же, меры ответственности за несоблюдение норм законодательства в сфере защиты детей от негативной информации. Аудио- видеопродукцию, компьютерные игры предлагается маркировать по возрасту: до 6 лет, от 6-ти, 12 и 16-ти лет. Но методики проведения такой экспертизы еще нет, и разработчики пока об этом не задумывались. Впрочем, после замечания Назарбаевой о том, что методика должна быть, и лучше ее разработать самим депутатам, а не отдавать на откуп чиновникам, авторы законопроекта согласились, что вопрос этот имеет особое значение и поработать над ним надо.
Не ясна и ситуация с интернет-ресурсами. Кто, как и каким образом будет «отфильтровывать» детей с неприличных и жестоких сайтов – осталось невыясненным. Инициаторы законопроекта предлагают переложить всю ответственность на производителей и распространителей информационной продукции. То есть, на средства массовой информации, интернет-провайдеров, кабельные компании, продавцов компьютерных игр. При этом вопрос об ответственности родителей практически не звучал.
Дарига Назарбаева в кулуарах призналась, что считает необходимым ввести и солидарную ответственность родителей. «Все равно, самое главное для ребенка воспитательное значение имеет семья. Как-то мы об этом забываем. Сдали их государству с утра, всем некогда, мы все работаем. Я прекрасно это понимаю. А дальше пусть о нем заботятся – только не мы. Нам главное его вовремя накормить, чтобы он был прилично одет не хуже других и все, и уложить вовремя спать, и утром опять его в садик или школу. Так же мы все, - сказала она, и со смущенной улыбкой добавила, - Я тоже в этом смысле далеко не идеальна».
Впрочем, вопросы «с налетом скептицизма» возникли лишь у Дариги Назарбаевой и журналистов. Другие депутаты, присутствовавшие на презентации, нисколько не усомнились: закон нужен, важен и проработан. И даже, возможно, излишне мягок – предложения об усилении ответственности (за распространение вредной для детей информации) уже прозвучали.
Не обошлось и без упоминания о многострадальном волке из мультфильма «Ну погоди», на котором выросло не одно поколение людей, включая, кстати, и нынешних казахстанских парламентариев. Алдан Смайыл, перечисляя ужасы современного информационного пространства, вспомнил не только компьютерные игры, где постоянно кого-то убивают, но курящего волка – пример-то он плохой подает. Светлана Ферхо призналась, что сама в детстве «Ну погоди» смотрела, любила, и никакого вредного воздействия на себе не ощутила. А Дарига Назарбаева и вовсе возмутилась: «Ну здрасьте! Как-то же мы выросли на этом мультфильме».