Медиаконгресс: Почти риторическое обсуждение

Маргарита Бочарова, Vласть

Государство рапортует о том, что уровень проникновения интернета в стране достиг рекордных 60%, и что приход СМИ в сеть состоялся. Несмотря на это медиа-сообщество не спешит отказываться от привычного понятийного аппарата, в центре которого, прежде всего, вопросы идеологии.

Мероприятие, громко именовавшееся «Медиаконгресс Казахстана», должно было начаться с приветственного слова государственного секретаря Казахстана Марата Тажина, однако этому не суждено было случиться. Оправдываться за неявившегося госсекретаря пришлось председателю правления союза журналистов Сейтказы Матаеву, который сообщил, что чиновник занят приготовлениями к завтрашнему заседанию научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана. Сам Матаев, к слову, в отсутствии высокопоставленного гостя ничего плохого не увидел – по его мнению, это лишь возможность провести конгресс «в более рабочем порядке».

Не говоря лишних слов, руководитель союза журналистов Казахстана передал слово директору службы центральных коммуникации при президенте Ержану Бабакумарову. Он с выражением зачитал приветственное слово Марата Тажина, а лично от себя поспешил отметить «бурный коммуникационный прогресс в информационной сфере» и социальные сети как «совершенно новый феномен». Кроме этого, Бабакумаров рассказал аудитории, зачем он и вице-министр культуры и информации Арман Кырыкбаев все-таки приехали на мероприятие – узнать, «на какой платформе возможно взаимодействие между властью и цифровым медиа-сообществом».

Действительно ли именно это стало целью посещения медиаконгресса вице-министром, стало известно уже через несколько минут – к трибуне вышел Кырыкбаев. Матаев, представляя спикера, выразил надежду на то, что чиновник сейчас расскажет, «как нам дальше двигаться. Вице-министр сказал, что вопрос «почти что риторический», а поэтому если бы он знал на него ответ, его бы здесь не было. Выходит, вице-министр и вправду приехал в Алматы за ответами.

Однако отвечать на вопросы Кырыкбаеву все-таки пришлось. И главным образом, на довольно неприятные. После всех приветственных слов Матаев предложил аудитории задавать вопросы спикерам – в результате, разговор от новых медиа и их роли в политических коммуникациях перешел к оппозиционным СМИ и причинам неоднозначного отношения государства к ним. Матаев дипломатично сузил круг «зажимщиков свободы слова» до управления внутренней политики города Алматы, и передал слово Кырыкбаеву. Последний нехотя взял микрофон.

«Такое ощущение, что я на пресс-конференции какой-то. Я думал, мы здесь новые медиа будем обсуждать», - начал вице-министр. Тем не менее, чиновник тут же перешел на официальный тон и на государственном языке пояснил задавшему вопрос «агашке», как он сам его назвал, что, во-первых, в государстве действует закон, и во-вторых, министерство готово рассмотреть и ответить на любые письма с претензиями в адрес государственных органов, которые якобы препятствуют нормальной работе СМИ. Следующий подошедший к микрофону журналист тоже говорил о «намеренном сокращении коммуникационного поля».

На этот раз журналист Zona.kz сдаваться не собирался: «Мы хотели бы услышать более полный ответ». «Ну.. то, что вы хотите – это, как бы.. ваше желание», - услышал он в ответ от вице-министра. Кырыкбаев добавил, что тоже хотел «много кого здесь выслушать», и вынужденно озвучил свою позицию еще раз – на этот раз, на русском языке. В заключении чиновник все же перешел на снисходительный тон и пообещал, что в министерстве сделают «все для того, чтобы все было правильно». «Договорились? Все», - закончил свое выступление вице-министр.

В этом контексте не лишним будет отметить слова президента Интернет Ассоциации Казахстана, Шавката Сабирова. Он в своем коротком выступлении, которое предшествовало вопросам, подметил, что именно от присутствующих на конгрессе людей (которых было всего порядка 175 человек) зависит, каким будет информационное пространство Казахстана – «добрым, вкусным…».

О самом «вкусном» на пленарном заседании под непонятным названием «Новые медиакоммуникации в экономике» рассказывал один из хэдлайнеров медиаконгресса – исполнительный директор российского медиахолдинга News Media Ашот Габрелянов. Несмотря на то, что его презентация носила звучное название «Медиа будущего», говорил он неискушенной казахстанской аудитории о самом что ни на есть настоящем. Чуть ли не единственным посылом сидящим в зале слушателям стала его просьба «не изобретать колесо» и не тратить миллиарды на то, на что уже потратились западные масс-медиа в попытке изучить и привлечь аудиторию.

Динамичная и насыщенная презентация Габрелянова убедительно свидетельствовала о том, что News Media западный опыт освоили, осваивают и намерены продолжать в том же духе. Наибольшее впечатление на сидящего рядом Батыра Казыбаева, генерального директора отечественного холдинга «Алаш Медиа Групп», например, произвела идея мобильного приложения, которое позволяет пользователям делиться уникальным контентом со СМИ и мгновенно получать за это финансовое вознаграждение. Запуск приложения запланирован уже на 24 сентября.

Приложение, как выяснилось, будет, кроме всего прочего, «ставить задачи» перед пользователями, поделился Габрелянов. Определяя местоположение человека, а соответственно и расстояние от места событий, журналисты News Media будут отсылать владельцу телефона сообщение, которое в ситуации с недавним происшествием с бензовозом в Алматы звучало бы примерно так: «В 300 метрах от вас горит бензовоз, и вы можете заработать 20/30/50 долларов за фото/видео».

Выступление же Казыбаева быстро вернуло всех присутствующих с небес на землю. Сначала он красноречиво охарактеризовал казахстанских пользователей интернета и их предпочтения: оказалось, что таковых насчитывается не более 5-7 млн. человек, только 34% из них посещают сайты доменной зоны KZ, среди которых наибольшей популярностью пользуются так называемые «доски объявлений». На мобильный интернет в Казахстане, по его словам, и вовсе приходится всего 15% от общего интернет-трафика.

Дальше в выступлении руководителя «Алаш Медиа Групп» стали проскальзывать вполне привычные для слуха обывателя идеи – о необходимости развития казахскоязычного сегмента в новых медиа, использования интерактивных методов работы с пользователями, внедрения онлайн-трансляций, найма SMM-специалистов, создания узкоспециализированных СМИ, и, наконец, привлечения традиционных масс-медиа в интернет. Озвученные «нововведения» были сдобрены нечастым, но от этого не менее заметным, употреблением в том или ином контексте слова «идеология».

Таким образом, после презентации Казыбаева не оставалось уже никаких сомнений в том, почему организаторы мероприятия в качестве основных гостей пригласили именно российских и украинских медиа-специалистов.

Свежее из этой рубрики
Loading...