Министерство образования и науки Казахстана приступает к очередной реформе, сообщил во вторник на заседании правительства глава ведомства Бакытжан Жумагулов. Для начала он напомнил, что Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы находится «в ряду самых важных механизмов реализации системных инициатив главы государства по модернизации образования».

 

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Министерство образования и науки Казахстана приступает к очередной реформе, сообщил во вторник на заседании правительства глава ведомства Бакытжан Жумагулов. Для начала он напомнил, что Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы находится «в ряду самых важных механизмов реализации системных инициатив главы государства по модернизации образования».

 

Собственно, уже давно ни для кого не секрет, что чиновники не в состоянии сами увидеть проблему – им всегда нужно отдельное, персональное поручение главы государства. Так и с образованием – разные министры с завидным упорством отрицали, что учат в современном Казахстане плохо – до тех пор, пока на это не обратил внимание президент.

 

Что же предусматривает Национальный план? По словам Жумагулова, он «определяет не только конкретную цель – использование знаний на практике, но и является одной из основ коренной смены парадигмы среднего образования. Это «тройной прыжок» от традиционной модели школы к рациональной и затем к самой современной – феноменальной модели, основанной на роли личности ребенка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом».

 

Министр также выделил в Нацплане «укрупненно четыре базовых механизма развития функциональной грамотности». Первый из них – это «коренное обновление методологии и содержания обучения». Что делается в этом направлении? «Эти задачи широко обсуждены на региональных и республиканской августовских конференциях с участием 20 тысяч педагогических работников. К реализации и пропаганде Плана привлечены СМИ  и НПО. На данной основе и с учетом мирового опыта мы уже приступили к формированию нового Государственного общеобязательного стандарта образования», - заверил Жумагулов.

 

При этом, по его словам, «в обновлении содержания образования мы уже существенно продвинулись по целому ряду направлений. Это подготовка и повышение квалификации педагогов, внедрение E-learning и новых технологий обучения и т.д.».

 

«А вот целостный анализ всех учебников показал, что даже новые из них написаны фактически по прежней методологии, и их поэтапно надо менять с учетом развития функциональной грамотности, - признался министр. - Это очень большая работа. Нам предстоит по новому подготовить авторов, методистов, издательства, систему экспертизы и апробации. И на этой основе организовать разработку учебников совершенно нового формата, обеспечивающих личностно-ориентированную методологию обучения. Для этого мы приступили к разработке проекта «Развивающие учебники».

 

Логика министерства поражает воображение. Сколько лет родители, педагоги (последних, правда, было немного – никто не хотел с «контролирующим органом ссориться) жаловались на низкое качество учебников – их попросту игнорировали, уверяя, что учебники разработаны специалистами, чиновниками проконтролированы, и признаны хорошими. Ну а то, что у детей знаний не было – так это сами дети учиться не хотели.

 

Наряду с этим, «начато системное внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функционально-компетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей». Каким образом этот процесс будет осуществляться, министр не уточнил, заметив лишь, что «важное значение здесь имеет трансляция опыта Назарбаев интеллектуальных школ, в первую очередь она пойдет в 35 пилотных школах, будут внедряться учебные программы, планы и методики, разработанные совместно с Университетом Кембридж». Тем самым, будут заложены «совершенно новые основы методологии и содержания будущего 12-летнего обучения».

 

Второй механизм – это «модернизация системы оценки результатов обучения». «Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение», - уверенно заявил Жумагулов. Внедрять эту систему планируется при «детальном анализе мирового опыта». Тем более, что сегодня в Казахстане, по мнению министра, «по сути, нет четкого определения, за что надо ставить оценки «5», «4» или «3», а критериальная система такие определения даст по каждому уровню».

 

«Поэтому мы начали создание системы разноуровневых контрольных заданий по всем дисциплинам для всех классов школы», - пояснил он. Нынешнюю, пятибалльную систему оценок министр оценивать не стал.

 

Третий механизм – «активное участие родителей в образовании и воспитании детей».  «Для этого мы начали разработку новой методологии, развернем систему семинаров и тренингов для родителей. К этой работе активно привлечены НПО и другие секторы гражданского общества. Недавно мы создали при министерстве Совет по связям с общественностью в области образования. В него вошли депутаты Парламента, видные ученые и общественные деятели, представители бизнеса, НПО, СМИ. На обсуждение Совета выносим самые ответственные вопросы, в том числе по функциональной грамотности», - сообщил Жумагулов, выразив при этом надежду, что подобные советы будут созданы на региональном уровне, что в конечном итоге позволит выстроить «новую систему взаимодействия сферы образования с обществом».

 

Четвертый механизм функциональной грамотности заключается в развитии дополнительного образования. «Нацпланом предусмотрены коренные изменения в работе дворцов, домов школьников, музыкальных школ, станций юных техников и натуралистов и т.д. Впервые в истории Казахстана будет обновлена их материально-техническая база. Будут внедрены новые технологии и инновационные формы: детские интерактивные парки (наукограды), технопарки, музеи, научные кружки и т.д., уже начато издание детских познавательных журналов. Все это будет способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию у учащихся потребности в творческой деятельности», - заявил министр.

 

Что же в итоге Национальный план даст стране? По словам министра, его реализация «обеспечит основы для формирования у учащихся функциональной грамотности». Это, в свою очередь, «даст рост интереса к творчеству и инновациям, новую мотивацию к овладению знаниями и к трудовой деятельности, что особо подчеркивает президент страны». «Тем самым будет сформирована одна из основ новой феноменальной модели школы, соответствующей мировым трендам в образовании», - заключил Жумагулов.

 

Учитывая, что план (или его первый этап) рассчитан до 2016 года, оценить новую «феноменальную модель» казахстанской школы можно уже будет достаточно скоро.

Свежее из этой рубрики