Образование за рубежом эволюции

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Финансовая полиция довольно часто сообщает о фактах хищения в Министерстве образования и науки Республики Казахстан. При этом, качество образования, несмотря на ощутимый рост бюджетов, не улучшается. Vласть проследила за качеством реализации проектов Минобра.

На прошлой неделе финансовая полиция в очередной раз сообщила о новых фактах хищения в Министерстве образования и науки Республики Казахстан. Сумма хищений составила 17 млн. тенге, которые были выделены в 2012 году на проведение мероприятий по развитию детско-юношеского движения на территории городов Караганда и Кызылорда.

Впрочем, о хищениях в министерстве финансовая полиция сообщает довольно часто. За последние 9 месяцев ведомство сообщило о сумме хищений - от 59 млн. тенге до 200 млн. тенге.

Особенно настораживает количество таких заявлений при внушительных объемах финансирования министерства. Если в 2004 году был выделен сравнительно небольшой бюджет в 31 млрд. тенге, то в 2013 госрасходы на образование достигли 469,6 млрд тенге, а в 2014 и вовсе 1,5 трлн тенге.

Согласно данным Счётного комитета, в 2013 обеспеченность учебным оборудованием сферы технического и профессионального образования по республике составляет в среднем 30%. В 2010-2012 годах разработка учебников и пособий нового поколения не осуществлялась. Ни одно из 847 республиканских учебных заведений не соответствует установленным квалификационным требованиям. Несмотря на то, что за последние 10 лет преподавательский состав по республике увеличился в два раза, квалифицированных кадров все еще не хватает.

Ощутимо проблему развития образования усиливает дефицит кадров в финансовой и бизнес- сферах. Решение множества проблем представители отраслей видят именно в образовании, на что постоянно пытаются обратить внимание кабмина и исполнительной власти.

Vласть проследила за основными программными проектами Министерства образования и науки последних 10 лет, чтобы понять в каком положении сейчас находится сфера образования и насколько эффективны меры по её усовершенствованию.

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы

Эта программа была одной из основных в деятельности Минобра. Согласно официальным данным, на её реализацию должны были выделить порядка 330 812 млн. тенге, по факту выделили 349 984 млн. тенге. При этом общее впечатление от программы у надзорных органов осталось негативным.

В ходе программы МОН должен был внедрить 12 летнюю программу обучения, построить и отремонтировать ряд учебных заведений, выпустить определенное количество учебного материала и положить начало вовлечению реального сектора экономики в образовательный процесс. Как показали отчеты, эти задачи оказались лишь частично выполненными.

На реализацию необходимых мероприятий, по данным Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, с 2005 года по первую половину 2009 было выделено 282 035,7 млн. тенге – на 60,5% больше изначально запланированной суммы. При этом из 130 мероприятий выполнено только 106.

Первый отчет, анализ которого охватил период с 2007 по первую половину 2009 года включительно, показал нарушение бюджетного законодательства на 780,6 млн. тенге.

Множество проблем этой программы заключалось в том числе и в неэффективных расчетах и реализации ремонта и строительства образовательных учреждений. К примеру, за вышеуказанный период вовремя не введены в эксплуатацию 6 объектов, на строительство которых было выделено 14 069,3 млн. тенге, хотя изначально планировалось лишь 9 111 млн. тенге.

Другая важная проблема - разработка учебников и методических пособий, которые, чаще всего, остаются невостребованными. В отчете упоминаются электронные учебники для второго класса 12-летней школы, на которые выделялось 15 млн. тенге, необходимость которых отпала из-за проблем с введением 12 летней системы образования.

Второй отчет Счетного комитета, который охватил период с июля 2009 по декабрь 2010 года, оказался не менее проблемным. Из 134 мероприятий выполнено 94, не исполнено 24, частично, несвоевременно и некачественно исполнено 16 мероприятий. 21 задача из 80 поставленных не была достигнута.

При строительстве объектов образования и науки были оплачены невыполненные и некачественные работы, и неполученное технологическое и учебное оборудование на сумму 670,4 млн.тенге. При этом поставленное оборудование на 148 млн. тенге не использовалось.

С первым главным аспектом программы – строительством и ремонтом учебных учреждений тоже не все гладко. К примеру, в Костанайской области на строительство 8 школ затрачено 5 098,3 млн.тенге, а в Северо-Казахстанской области на одну школу ушло 1 315,1 млн. тенге.

Выпущенные в 2009-2010 годах 15 электронных учебников для школ с 12-летнимобразованием и школ с казахским языком обучения на общую сумму 31,5 млн. тенге остались невостребованными. При этом их разработчики не понесли материальной ответственности за разработку и повторную экспертизу.

Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007-2012 годы

Эта программа стала второй основной в деятельности министерства. Её бюджет составил 43 386,2 млн. тенге. Счетный комитет, за период с 2007 по первую половину 2011 года выявил нарушений на сумму 1 762,2 млн. тенге.

Некоторые задачи из-за плохой проработки механизмов программы вновь были провалены.

Одной из главных проблем программы стала прозрачность закупки лабораторного оборудования. Комитет науки при МОН не проводили мониторинг закупок для вузов и научных организаций. При этом общая сумма закупок составила 4 миллиарда тенге.

Программа предполагала выделение грантов на научные исследования. Но процедура тоже была непрозрачной. Грантовый фонд составлял 5 млрд тенге, но кассовых и фактических расходов не производилось.

Была и проблема с недвижимостью. Комитет науки при МОН в 2008 году, без проведения нужной экспертизы, купил участок под проект «Промбаза» за 600 млн. тенге. При этом объект долгое время не использовался, а на его обслуживание было израсходовано 1,8 млн. тенге.

Программа подготовки и выпуска учебников по спецдисциплинам

Этот проект, несмотря на свой сравнительно небольшой объем финансирования, стал третьим в практике Минобра. Его реализация длилась с 2001 по 2005 годы, а стоимость составила 695,2 млн. тенге.

Объем невыполненных обязательств составил 367,3 млн. тенге. Основная причина - отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей процесс разработки, экспертизы, доработки, пробного тиража, корректировки и массового издания учебников и пособий.

Освоение республиканских бюджетов

При анализе работы ведомства нельзя обойти стороной и качество освоения республиканских бюджетов. Возьмем отчеты счетного комитета за несколько периодов.

Согласно отчету счетного комитета за 2013 года сумма нарушений бюджетного и иного законодательств составила 1,2 млрд. тенге, неэффективно использован 881,9 млн. тенге

В 2012 году счетный комитет установил размер бюджетных нарушений на 18 млрд. тенге при бюджете в 1 210 млрд тенге. В основном они заключались в срыве сроков строительства образовательных объектов, удорожание инвестпроектов, в оплате невыполненных объемов работ и в несоблюдении сроков поставки оборудования.

В 2007 году при реализации множества проектов, к примеру «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в сфере образования и науки» и «Строительство и реконструкция научных объектов», допущены нарушения на общую сумму 4 135,2 млн. тенге. Бюджет на образование в этом году составил 131,5 млрд тенге.

Из них неэффективно было использовано 2 280,2 млн. тенге, необоснованно – 1 800,2 млн. тенге. Кроме того, нарушения требований законодательства о госзакупках составили 8 615,0 млн. тенге.

Несмотря на внушительные бюджетные цифры, сфера образования в Казахстане практически стагнирует. Рост бюджета оказался непропорционален росту качества, увеличению количества школьных мест, образовательных учреждений и улучшению их состояния.

Свежее из этой рубрики