Оценка качества образования в Казахстане: не ЕНТ единым

Маргарита Бочарова, Vласть

Помимо национальной системы оценки качества образования, международные институты предлагают собственные методики выявления знаний учащихся. И пока Национальный центр тестирования продолжает подводить итоги состоявшегося ЕНТ, Vласть рассказывает о выводах авторитетных организаций.

За семь дней — со 2 по 8 июня 2014 года — в ЕНТ приняли участие 87,5 тысяч выпускников казахстанских школ. Почти 22% из них не смогли набрать достаточное количество баллов, чтобы преодолеть пороговый уровень. При этом свыше 100 баллов удалось получить чуть более 14% участникам тестирования. Четыре казахстанские школьницы набрали максимально возможные 125 баллов — счастливицы закончили школы в Алматы, Шымкенте и в Ордабасинском районе Южно-Казахстанской области.

Как известно, ЕНТ многим кажется одним из самых неоднозначных способов проверки знаний учащихся. Вероятно, поэтому международные организации, которым необходимо составить представление о системе образования в республике, к результатам ЕНТ не обращаются. Международные эксперты предпочитают использовать собственные методики оценки, основанные на уникальных индикаторах.

По итогам 2013 года в рейтинге стран по индексу человеческого развития Казахстан оказался на 69-м месте, войдя в число стран, где потенциал человеческого развития оценивается как «высокий». Эксперты Программы развития ООН, которые высчитывают этот индекс, традиционно включают в него оценку уровня грамотности населения страны. Этот показатель состоит из двух составляющих — среднего количества лет, потраченных на обучение, и ожидаемой продолжительности обучения. Из доклада выходит, что в то время как рядовой казахстанец в настоящее время на обучение тратит в среднем 10,4 лет своей жизни, ожидается, что ребенок, родившийся в Казахстане, может получать образование на протяжении 15,3 лет.

По данным ООН, в Казахстане 99,3% женщин, а также 99,4% мужчин на сегодняшний день могут похвастаться, как минимум, средним образованием. С высшим образованием ситуация куда прозаичнее — лишь 40,8% населения страны решили продолжать свое обучение в высших учебных заведениях. Возможно, эту цифру способен объяснить другой не менее важный показатель — оказалось, что отечественным образованием удовлетворено лишь 49,9% граждан.

Однако наиболее интересными в контексте недавно прошедшего в стране ЕНТ являются оценки экспертами ООН качества образования в Казахстане. Показатели республики международная организация сравнивала с аналогичными показателями стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда, как известно, входят самые развитые государства мира.

В процессе сравнения неожиданно выяснилось, что наименьший разрыв между 15-летними казахстанцами и гражданами стран ОЭСР наблюдается в знании математических основ. Уровень знания математики в Казахстане лишь на 18% не дотягивает до уровня европейских и американских школьников. В знании естественных наук представители западного сообщества превосходят казахстанских учащихся на 20%. Наконец, по показателям навыков чтения и знания словесности ученики отечественных школ демонстрируют результаты на 21% хуже своих сверстников из Европы и Америки.

Раз в четыре года эффективность национальных образовательных систем замеряют специалисты Международной ассоциации по оценке достижений в области образования. В 2011 году участниками масштабного исследования стали выпускники 4-х и 8-х классов средней школы, которые должны были выполнить тест по математике и естественным наукам. 3% казахстанских четвероклассников и 7% восьмиклассников показали по математике результаты, слишком низкие для того, чтобы учитываться при подведении итогов исследования.

В среднем четвероклассники Казахстана дали правильный ответ на 52% вопросов. Аналогичные результаты, к слову, продемонстрировали учащиеся школ Италии, Австрии, Чехии и Словакии. Восьмиклассники Казахстана правильно ответили лишь на 43% вопросов. Школьники Новой Зеландии и Украины показали похожие результаты. При этом примечательно, что лучшие результаты учащиеся отечественных школ показали по «знаниевому» компоненту, худшие — по способности к логическому мышлению.

Тестирование по естественным дисциплинам не смогли выдержать 2% казахстанских четвероклассников и такой же процент восьмиклассников. Отечественным четвероклассникам удалось дать правильный ответ на 48% вопросов, восьмиклассникам — на 43% вопросов. Итоги тестирования показали, что лучше всего учащиеся школ Казахстана разбираются в химии, менее всего им дается физика. При этом тенденция преобладания «знаниевого» компонента сохраняется — восьмиклассникам, например, удалось правильно ответить лишь на 34% вопросов по логике.

Еще одной международной организацией, которая, в числе прочего, занимается оценкой уровня образования населения стран мира, является Всемирный экономический форум (ВЭФ). На основе выявления данных по 51 индикатору эксперты этой организации высчитывают индекс человеческого капитала. В 2013 году Казахстан оказался на 45-м месте этого рейтинга между такими странами как Таиланд и Хорватия, уступив Китаю всего две позиции.

Интересно, что только 12% респондентов из Казахстана, принявших участие в исследовании ВЭФ, отметили свою полную удовлетворенность национальной системой образования. По этому показателю республика оказалась на 88-м месте в мире. 68% выразили «умеренное удовлетворение» качеством преподавания математических и естественных наук в школах Казахстана. Лишь у 17% принявших участие в опросе нет абсолютно никаких нареканий к казахстанским учителям по этому поводу.

Судя по результатам исследования, пока Казахстан вместо качества может похвастаться только доступом к образованию — по доступу к начальному образованию, например, страна занимает 10-е место среди стран мира. Вместе с тем по качеству начального образования — показатель, который учитывается при составлении рейтинга конкурентоспособности стран мира — республика находится только на 69-м месте.

Таким образом, оценка качества отечественного образования международными экспертами оставляет желать лучшего, хоть и производит довольно противоречивое впечатление. С одной стороны, наши школьники не то чтобы сильно отстают по уровню своих знаний от подростков развитых стран мира. Однако, с другой стороны, международные сравнения показывают, что итальянские, австрийские или чешские школьники едва ли набрали бы на ЕНТ в Казахстане высший балл.

Свежее из этой рубрики