• 4237
Проблемы профессионального образования и пути их решения озвучили в Алматы

Ирина Галат, Vласть

На прошедшей во вторник Конференции предпринимателей города Алматы эксперты озвучили проблемы профессионального образования, а также пути их возможного решения.

Предприниматели совместно с представителями образования сошлись во мнении, что бизнесу необходимо дать возможность принимать участие в подготовке кадров, как через разработку актуальных образовательных программ, так и через организацию дуального образования.

По словам вице-президента ОЮЛ «Ассоциация колледжей города Алматы» Насымжан Оспановой, основное недовольство предпринимателей к сфере образования заключается в том, что подготовка кадров ведется в отрыве от производства и по качеству не соответствует их потребностям.

Основной причиной этого является то, что в сфере профессионального образования действует жесткая инструктивная база, изобилующая административными барьерами. Оспанова уверена, что сейчас необходима срочно и серьезно провести ревизию и усовершенствование действующих инструкций, создать новые нормативно-правовые акты, что позволит мотивированным работодателям финансировать подготовку кадров, а колледжам и вузам разрабатывать образовательную учебно-программную документацию, внедрять инновационные технологии обучения, в том числе дуальную модель подготовки кадров.

«Следующая серьезная проблема — образовательные стандарты. Анализ процессов создания профессиональных и образовательных стандартов показывает, что не достигнута главная цель — обеспечение методов преемственности. Образовательные стандарты не базируются на профессиональных (стандартах — прим. V), а, следовательно, не включают необходимые отрасли работодателя содержание. И это произошло в нарушение поручения главы государства», — заявила представитель Ассоциации.

Она также отметила, что потребность рынка труда на 60% составляет существенный дефицит квалифицированных рабочих. При этом из всего контингента, обучающегося в вузах и колледжах города Алматы, только 3,6% обучаются по рабочим профессиям.

Еще одна проблема заключается в том, что согласно типовым правилам приема в вузы, выпускники колледжей должны сдавать комплексное тестирование по общеобразовательным предметам, в то время как данные дисциплины они проходили более 1,5-2,5 лет тому назад. Поэтому выпускники общеобразовательных школ имеют большее преимущество перед выпускниками колледжей.

«При этом согласно отзывам работодателей, уровень профессиональной подготовленности специалистов с высшим образованием из числа выпускников колледжей, которые уже являются специалистами отрасли значительно выше, особенно в практическом отношении, чем из числа выпускников средней школы. Считаю необходимым внести соответствующие изменения в типовые правила приема в вузы, которыми бы предусматривалось зачисление выпускников колледжей на основании сертификатов оценок уровня их профессиональной подготовленности», — заявила Насымжан Оспанова.

При этом она отметила, что для ускорения процесса получения бизнесом специалистов с высшим образованием и достаточным уровнем профессиональной компетенции государству необходимо увеличить гранты выпускникам колледжей на продолжение обучения, в том числе по программе «Болашак».

Председатель правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Аблай Мырзахметов тоже уверен в необходимости более гибкого подхода к созданию учебных планов. Он недоумевает, почему, когда ситуация на рынке быстро меняется, требования к подготовке кадров меняются, колледжи продолжают работать по жестко утвержденным уже неактуальным стандартам.

«Бизнес должен получить такую возможность влиять на региональные компоненты тех программ, по которым работают колледжи», — подытожил он.

Свежее из этой рубрики