В содержании казахстанских учебников пытались разобраться депутаты мажилиса – члены комитета по социально-культурному развитию. Правда, ответа на главный вопрос – почему учебники по-прежнему остаются, мягко говоря, некачественными, не смогли добиться даже народные избранники.
Софья Пашкова, Астана, Vласть
В содержании казахстанских учебников пытались разобраться депутаты мажилиса – члены комитета по социально-культурному развитию. Правда, ответа на главный вопрос – почему учебники по-прежнему остаются, мягко говоря, некачественными, не смогли добиться даже народные избранники.
На дискуссию к депутатам пришел экс-мажилисмен, а ныне – вице-министр образования и науки Мурат Абенов. Сразу признавшись, что вопрос учебников – «очень актуальный», он подробно рассказал об изученном мировом опыте, поделившись выводом, что «структурные элементы объема информационного учебники, оформление, методические особенности, содержание учебного материала – все это напрямую зависит от идеологии и от экономической и политической ситуации в стране».
Подходит ли этот вывод к казахстанским учебникам, Абенов благоразумно умолчал. Зато сообщил, что система разработки и издания учебников в Казахстане выстроена, причем буквально недавно она претерпела концептуальные изменения. Одно из главных – государство больше не тратит деньги на разработку учебников, этот процесс полностью перешел в конкурентную среду. Зато работает система экспертизы, создан специальный центр «Учебник», и мимо этих экспертных структур ни одно учебное пособие не проходит мимо. А вскоре будет введена еще и апробация. По замыслу министерства образования, все учебники, издание которых одобрят эксперты в следующем году, уже в 2014 году попадут на апробацию в несколько школ Казахстана. В течение года учителя и ученики будут «пробовать» новый учебник, после чего дадут свои рекомендации о том, стоит ли его внедрять повсеместно или нет, и нужны ли в учебнике коррективы.
Этот вопрос вызвал неподдельный интерес у главы комитета мажилиса Дариги Назарбаевой, поинтересовавшейся, кто компенсирует детям потерянные знания, если учебник все-таки в итоге окажется некачественным. Однако Мурат Абенов не нашел ничего лучше, как ответить по принципу «раньше было еще хуже».
«Ранее этапа апробации вообще не было. То есть, не исключены были и ранее такие ошибки. Сегодня вводится апробация после того, как прошла экспертиза соответствующими специалистами. Тем не менее, этап апробации нам в первую очередь нужен для того, чтобы и здесь уже не допускать ошибок, то есть возможность для исправления ошибки», - сказал вице-министр.
Очередной эксперимент над знаниями детей у депутатов восторга не вызвал. Но, увы, все упреки мажилисменов, неоднократно поднимавших вопросы об ошибках в отечественных учебниках, натыкались либо на формулировку «раньше было еще хуже», или и вовсе сталкивались с категоричным отрицанием. Мол, нет такого – и все тут. Дариге Назарбаевой пришлось даже продемонстрировать те самые учебники с ошибками – выходящие в тираж и используемые в школах. Хотя чиновники буквально за минуту до этого доказывали, что все ляпы – были раньше, но уже все исправлено.
По сути, главные вопросы – что же делать детям, которым приходится учиться по учебникам, где зачастую даже взрослые не могут разобраться, что именно «спрашивается в задаче», и кто компенсирует те самые уже безвозвратно потерянные знания, прозвучали едва ли не риторически. Мажилисмены недовольство высказали, чиновники претензии выслушали. И каждый остался при своем.