Конькобежец казахстанской сборной Роман Креч стал открытием сочинской Олимпиады. Высоких результатов от этого двадцатичетырехлетнего спортсмена не ждали, с учетом того, что на прошлой Олимпиаде в Ванкувере он не вошел даже в 30-ку лучших. Но на этот раз Роман смог удивить всех, став седьмым на дистанции 500 метров. Накануне Креч пришел в казахстанский дом в олимпийском парке, где ответил на все вопросы.
V: Какие у вас ощущения от собственного результата?
Р.К.: Было очень приятно, мне приходили поздравления от тех, от кого даже не ожидал. Я рад, что у нас получилось с тренерским коллективом, с командой подойти к старту в лучшей форме. Особенно если учесть, что последние два сезона у меня были неоднозначные, было много остановок, чтобы подлечить травмы. Полгода назад перед самими соревнованиями я сломал ключицу. И то, что сейчас у меня получилось стать седьмым на Олимпийских играх в спринте, я считаю для себя большой удачей. Конечно, я понимаю, что седьмое место – это ничто в плане спортивных целей. Мы боремся за пьедестал, за медали, но нужно смотреть не в один день все, а смотреть на прогресс, анализировать всю ситуацию. В этой связи хотелось бы попросить в первую очередь, спортивных руководителей, а также болельщиков и журналистов – не нужно делать поспешных выводов и негативно критиковать спортсменов в случае неудачи. Потому что все мы люди, и все мы знаем, как на душе становится тяжело, если в своем деле ты где-то оступился, где-то что-то не получилось.
V.: Планируете ли вы бороться за медаль на следующей Олимпиаде?
Р.К. Самое главное в тренировках и соревнованиях – внутреннее состояние спортсмена. Если у тебя пропал интерес к тренировкам, если ты не получаешь от этого наслаждения, то смысла нет. Потому что можно быть сильнее физически, но при этом внутри не верить в себя – тогда ничего не получится. Что касается планирования выступления на следующих Олимпийских играх, конечно, мы к этому будем идти. Но прогнозы – это дело неблагодарное в спорте, потому что очень много факторов влияет на нашу подготовку. И в первую очередь, это здоровье. Потому что всякое может произойти. И ты никогда не знаешь, что может произойти на тренировке.
V. Вас уже окрестили «открытием Олимпиады» и «мальчиком-сюрпризом»…
Р.К.: Я бы так не сказал, потому что прогресс есть, но – это прогресс одного дня. Как будет складываться дальше – я не знаю. В прошлом году мальчиком-сюрпризом назвали Дениса Кузина. В этом году его, грубо говоря, невзлюбили после его дистанции, где все ждали медаль. Поэтому посмотрим, как будет складываться подготовка дальше. Но, конечно, это приятно, когда тебя хвалят. Просто это слишком большой груз ответственности. Это очень большая нагрузка, когда общественность ждет от тебя определенных успехов, когда перед тобой стоит задача: конкретно медаль – и все.
Есть люди, которые честно говоря, не совсем правильно ведут себя и начинают нагнетать обстановку: нам нужна медаль, мы рассчитываем на медаль, ты должен приехать с медалью. Это очень давит. После его прошлогоднего триумфа на чемпионате мира, конечно, все рассчитывали на определенный успех. Но с другой стороны, Денис далеко не фаворит на этой дистанции. Он стабильно находился в пятерке на всех этапах кубка мира, но, к сожалению, у него не получилось в этом году повторить такой триумф. Хотя он пробежал лучше прошлогоднего результата по времени.
В этом плане мне было намного легче, потому что определенных задач мне не то, что не ставили, но на мне не было такой нагрузки, как была у Дениса. Перед соревнованиями я чувствовал себя не супер, было много самокритики. А когда уже пробежал удачно первую дистанцию немного переключился эмоционально.
V.: Вы же два месяца не тренировались из-за травмы.
Р.К.: У меня много травм было за последние два сезона. У меня было две операции на коленях, затем перед квалификационными соревнованиями я на тренировке упал с велосипеда и сломал ключицу. Мне пришлось ехать домой на операцию. Но уже через месяц я пробежал на домашнем этапе кубка мира в Астане. То есть очень много было пауз, что не совсем хорошо в спортивной подготовке.
V.: Какая у вас была первая фраза была после финиша?
Р.К.: Фразы особой не было, был крик души. Я просто крикнул «Да». Это означало, что все поучилось как надо, что я доволен результатом. Конечно, будем работать над ошибками, чтобы можно было эту планку сдвинуть уже с седьмого места к третьему, а далее уже и к первому, а может и сразу к первому. Вообще, если здоровье позволит, впереди еще не одна, а две олимпиады будет. Но свет клином на спорте не сходится, и инвалидом уходить не хочется.