Телеобзор: Медведь на торте

Маргарита Бочарова, Vласть

Летом в социальных сетях периодически появлялись объявления о наборе команд для участия в новом шоу телеканала «Хабар» под названием «Битва умов». Судя по откликам, поучаствовать в съемках отважился не один десяток человек из числа публичных персон. В минувшую субботу телезрителям, наконец, представился шанс оценить умы этих самых персон, а также самим поразмышлять над тем, почему дворник надел смокинг.

«Любой уважающий себя канал готовит своим зрителям сюрпризы – обновляет сетку вещания и снимает новые проекты», - со знанием дела пишут авторы новой программы на республиканском канале. «Хабар», доказавший таким образом, что сам себя он уважает, постарался вызвать уважение казахстанцев совсем не интеллектуальной игрой (как могло бы следовать из названия), а развлекательной телевикториной. Формат такого шоу, к слову, известен всему просвещенному миру уже почти 40 лет.

В США аналогом отечественной «Битвы умов» является семейная телевикторина «Family Feud», в которой две семьи соревнуются друг с другом в угадывании самых популярных ответов на тот или иной вопрос, заданный сотне случайных прохожих. Премьера шоу состоялась 37 лет назад, а в 2013 году программа заняла третье место в рейтинге 60 самых величайших телешоу в истории телевидения по версии журнала «TV Guide».

В 1995 году успех американцев решили повторить на российском НТВ, потом – на МТК, ТВ Центр, Россия-1. Шоу под названием «Сто к одному» большой популярностью, должно быть, не пользовалось – в настоящее время его уже не снимают, в эфире идут повторы выпусков 1998-2000 и 2007-2009 годов. Да и мастера телевизионного жанра, видимо, попытку адаптировать американскую телевикторину не оценили – шоу лишь стало финалистом национального телевизионного конкурса «ТЭФИ 2000» и лауреатом «ТЭФИ 2002» в номинации «развлекательная программа».

Казахстанская версия телевикторины полностью воспроизводит свой российский аналог, уж в этом можно не сомневаться. Об этом свидетельствуют не только совершенно идентичные названия этапов викторины, но и описание шоу, позаимствованное со страницы русскоязычной Википедии о программе «Сто к одному». Вероятно, есть причина и для того, чтобы утверждать, что вопросы, заданные сотне случайных алматинцев, уже не один раз были заданы гражданам других стран.

После почти десятиминутного представления команд, в результате которого телезрители были вынуждены познакомиться с каждым членом обеих команд (то есть со всеми десятью участниками), последним, наконец, предложили ответить на первый вопрос. Надо сказать, особой заковыристостью он не отличался – «Что бывает на торте?». Однако, как выяснилось впоследствии, торт и его составляющие участники представляли себе весьма своеобразно.

Ассоциативный ряд команды казахстанских «фабрикантов» «Ален и ребята» выглядел, например, следующим образом: свечи, вишенка, крем, медвежонок (!), формочки, куколки, фигурки, орешки, черепашки (!), шоколад. Не стоит и говорить, что хотя бы один прохожий на алматинских улицах когда-либо обнаруживал на тортах медведей или черепах, и, таким образом, ребятам удалось попасть в точку только со свечами, вишенкой и кремом.

Команда оппонентов из «Меломана» представила свежий взгляд на кондитерский вопрос: по их мнению, на торте могли быть цифры, надписи, поздравления, сахарная пудра и свадебные кольца. Капитан команды, предусмотрительно выбравший вариант с надписями, не прогадал. Остальные ответы случайных прохожих, озвученные ведущим, вызвали ожидаемую реакцию – команды хором вздыхали, мысленно виня себя в том, что так и не додумались назвать такие очевидные «фрукты» и «розочки».

Вопрос второго тура оказался более приближенным к казахским национальным традициям и звучал буквально так: «Почему на качелях алтыбакан никто не качается?». Первым угаданным ответом стало просто «страшно», а затем размах фантазии участников стал неодержимым. «Фабриканты» предполагали, что качели были окрашены, что люди, желающие на них покататься, вдруг внезапно почувствовали головокружение или испытали острый приступ стыда за свое желание.

Сотрудники «Меломана», в свою очередь, посчитали, что людям слишком интересны прочие праздничные мероприятия, чтобы отвлекаться на качели, или желающие часами вынуждены простаивать в очереди на качели, доступ к которым во избежание наплыва толпы просто ограничили.

В третьем туре ведущим был озвучен практически классический для такой телевикторины вопрос. Прежде чем его произнести Давид Орбелиани настоятельно попросил участников настроиться на «бредовую» волну и спросил: «Зачем дворник надел смокинг?». Участники викторины, долго не раздумывая, начали размышлять на тему того, как вообще смокинг мог оказаться у обычного казахстанского дворника. Пожелание ведущего было воспринято буквально, и, в итоге, некоторые игроки посчитали дворника сумасшедшим, а другие предположили, что он по совместительству работает учителем в школе.

Ведущему, к слову, так и не удалось вразумить участников, которые продолжали с упорством достойным отдельной похвалы перечислять способы, откуда дворник мог взять смокинг. Угаданными оказались лишь две причины – по случаю торжественного мероприятия и собственной свадьбы. Надо сказать, что ответы простых прохожих, открытые по завершении третьего тура, звучали гораздо вразумительнее, чем то, что предлагали в качестве ответов участники. Но в этом, вероятно, и заключен глубокий замысел организаторов.

После завершающего конкурса, в котором одной из команд удалось значительно повысить собственные очки, как на табло, так и в глазах телезрителей, пришло время чествовать победителей, которыми стала команда «Ален и ребята». Ребята в качестве приза получили завернутую в фирменную оберточную бумагу коробку, содержимое которой так и осталось для зрителей большой тайной. Однако это вполне компенсировалось довольно приятной и легкой атмосферой программы, наверняка заставившей улыбнуться даже самых серьезных зрителей.

Не лишним будет отметить, что «Битва умов» способна ведь не только развеселить зрителей неординарными догадками участников, но и дать определенное представление о способе мышления игроков и их представлениях о мнении обычных людей на улицах Алматы. В этой связи довольно любопытно было бы понаблюдать за игрой тех же самых журналистов телеканала «Хабар» - исключительно для того, чтобы развеять миф о том, что они смотрят на мир «в розовых очках». Нелишним будет и устроить такой тимбилдинг для вернувшихся с каникул членов парламента, которые глас народа должны знать не просто досконально, а даже наперед.

Свежее из этой рубрики