Телеобзор: «Мыльная» повседневность

Маргарита Бочарова, Vласть

О сериалах в нашей стране принято говорить либо плохо, либо никак. Телевизионщики с упорством достойным восхищения продолжают активно влиять на общественное мнение, дабы ситуацию изменить. Одним из рычагов воздействия становятся сериалы собственного производства.

Сандугаш Рахимжанова, программный директор агентства «Хабар», намедни в интервью газете «Комсомольская правда-Казахстан» сообщила практически сенсационную новость: в новом телевизионном сезоне агентство представит на суд зрителей аж десять сериалов собственного производства. Она даже призналась, что компания делает ставку именно на сериалы, которые охарактеризовала буквально следующим образом – «концентрация чувств и эмоций, художественный драматизм и ироничность повседневности».

А пока «Хабар» только готовится обрушить на телезрителей весь талант привлеченных для съемок сериалов режиссеров, продюсеров и актеров, отечественные любители сериалов не скучают – телеканалы переполнены турецкими, российскими и корейскими «мыльными операми». И среди всего этого многоообразия особняком держится пятерка сериалов казахстанского производства, которые в настоящее время транслируют каналы. Однако и здесь нужно отдать должное агентству «Хабар» - два сериала из пяти сняты именно по заказу государственной телекомпании.

По будням в 21:30 зрители «Хабара» могут наслаждаться вторым сезоном сериала «25-й километр». Сериал раскрывает «бездонную», как считают его авторы, для всяческих сценариев тему – взаимоотношения сватов. Взаимоотношения последних не были бы столь увлекательными, если бы не молодая семейная пара, которая вопреки всему пытается обустроить свое гнездышко в доме именно на 25-м километре трассы между городом и деревней.

Второй сезон авторы сериала решили перенести из дома на 25-м километре в санаторий, где и будут разворачиваться основные события. Молодые отправляют своих родителей на отдых, которые, что вполне характерно для сериалов, и там переживают всяческие комичные ситуации. Таким образом, второй сезон создатели сериала решили намеренно «состарить». Насколько это верно с маркетинговой точки зрения, покажут рейтинги, но шанс на то, что любители ретро и «доброго юмора» останутся у экранов, все-таки есть.

Тему «семейного» юмора развивает и телеканал «Астана», который в эти дни повторяет собственный комедийный сериал об отношениях молодой невестки и свекрови. Сериал с незатейливым названием «Домашние войны» выходит по выходным. Суть его авторы изложили практически языком конфликтологии: «Конфликт людей, культур и характеров, представляющих совершенно противоположные социальные и ментальные стороны, порождает массу курьезных ситуаций, в которые постоянно попадают герои сериала».

В действительности же телезрителей ждет привычный ситком с закадровым смехом и выразительной мимикой актеров, который к тому же снят в популярном нынче двуязычном формате. Чуть ли не чаще, чем название сериала, в информационном пространстве всплывает имя его режиссера-постановщика. Россиянин Алексей Кирющенко популярен тем, что в свое время работал над производством таких рейтинговых сериалов как «Моя прекрасная няня», «Папины дочки» и «Кто в доме хозяин?». Между тем, «Домашние войны» уже второй раз в эфире, однако до популярности няни Вики или Галины Сергеевны свекрови Залихе еще далеко.

Неумирающую тему продолжает «31 канал», который снял уже третий сезон сериала «Базарбаевтар». То ли из-за того, что сериал уже не первый год идет в эфире, то ли потому, что проект и вправду пользуется зрительской симпатией, но наличие даже второго сезона сериала в интернете все же кое-что говорит о его популярности. Два вышеназванных сериала для активных интернет-пользователей, к слову, пока недоступны. Действие сериала «Базарбаевтар» происходит в «обычной алматинской трехкомнатной квартире», где за место под солнцем борются родственные между собой Саламат, Айганым, Шерали, Ералы, Арсен, Гульнара и Назым.

Сериал вызовет неподдельный интерес у тех, кто готов посмеяться над тем, как казахские традиции приживаются в городской действительности, как ведут себя отечественные служители правопорядка, как ужиться с любознательными соседями, как казахстанские футболисты выигрывают матчи, как мудрость аксакалов излечивает болезни и о том, как к традициям казахов относятся за границей. Самое удивительное, что все это можно посмотреть всего за одну серию, значительно сэкономив свое время.

Еще один сериал, который может быть знаком не только телезрителям, но и пользователям сети снят по заказу телеканала НТК, и описывает – о чудо! – совсем не семейные будни, а будни казахстанских студентов. Определенную роль здесь, конечно, сыграла специфика самого канала, который никогда и не позиционировал себя «семейным». Второй сезон сериала «Вузеры» широко анонсировался каналом, однако на сайте длинным описанием авторы решили себя не утруждать. Показательно, что в двух из трех предложений, приведенных в описании сериала, встречается словосочетание «все как у всех».

Еще более удивительно, что в сериале о молодежи и для молодежи можно обнаружить весьма лиричные моменты со слезами, раскаянием и мольбами и прощении, а вместо навязчивого закадрового смеха вполне реальный смех главных героев. Даже если в некоторых моментах актерской игры молодым людям и не достает, галерея характеров в киношном студенческом общежитии, как выразились бы поклонники сериала, «доставляет».

Однако самой долгожданной премьерой сериала в новом сезоне стала «Любовь тракториста» продюсера Баян Есентаевой. Это, пожалуй, пока что единственный сериал нынешней осени, который вызвал хоть какую-то четко артикулированную реакцию в публичном пространстве. Однако авторы сериала ждать откликов не стали и уже в самом описании фильма указали, что «абсолютно все участники процесса едины во мнении - такой легкой комедии, с таким добрым юмором в Казахстане давно не снимали».

Итак, по будням в 22:10 зрителей «Ел Арны» имеют возможность оценить 16-серийный фильм про «красивую и успешную» девушку Беллу, которая теряет память и оказывается в сельской глубинке. А тем временем сама Баян Есентаева (которая, как изначально планировалось, должна была сыграть главную героиню) не устает принимать восторженные отклики о сериале – кто-то признается, что всей семьей смотрит сериал, другие интересуются, поучаствовал ли Минсельхоз в создании фильма, третьи констатируют высокие рейтинги.

Сериальная индустрия в соседней России начиналась с бандитских драм и боевиков. В Казахстане, похоже, решили пойти другим путем и начать с «семейных» ситкомов и прочих комедийных проектов. Насколько это правильно, сказать сложно – энтузиастам лишь можно пожелать не забывать о том, что рассмешить зрителя, как правило, куда сложнее, чем заставить плакать.

Свежее из этой рубрики