Телеобзор: Покупательная НЕспособность

Маргарита Бочарова, Vласть

В то время как президент продолжает твердить министрам и населению о грядущих экономических трудностях, отечественные телеканалы (за исключением разве что государственных) не спешат предостерегать казахстанцев от неразумных трат, а призывают нести из магазинов все, что можно.

Далеко не секрет, что даже на казахстанском телевидении шоу, где участники имеют возможность за чужой счет удовлетворить свою тягу к покупкам, пользуются заметной популярностью. Доказательством тому является, например, проходящий в данный момент кастинг для второго сезона программы «Я – шопоголик» на Седьмом канале. Для участия в нем девушки, к слову, должны серьезно проанализировать свою «милую особенность», подробно описав собственные ощущения от посещения модного бутика и то, как шопинг влияет на их эмоциональное состояние.

Первых шопоголиков телеканал продемонстрировал своим зрителям еще в марте прошлого года. 27 девушек с почти модельными пропорциями и завидной энергичностью принялись подбирать наряды для своих соперниц так, чтобы fashion-экспертам было не стыдно эти ансамбли оценивать. В результате по итогам проекта барышня, лучше всех одевшая других участниц, получила 1 млн. тенге на шопинг (который вопреки ожиданиям потратила на поездку в Новую Зеландию).

В декабре у телезрителей появилась новая возможность оценить шопоголизм казахстанцев – КТК представил программу с говорящим названием «Унеси, что сможешь!». Судя по ее наименованию, можно смело делать вывод о том, что умение стильно подбирать одежду ее участникам едва ли сильно понадобится. В программе принимает участие команда из четырех человек, которые в общей сложности получают на руки 250 тыс. тенге. Потратить заветную сумму необходимо в течение всего одного часа. По истечении 60 минут ведущий программы предлагает участникам ответить на пять вопросов, чтобы те смогли по возможности забрать все купленное в суматохе с собой.

Оценка вопросов в товарном эквиваленте, нужно сказать, выглядит весьма символично. В минувшие выходные, например, незнание школьной программы по казахской литературе стоило команде известного казахстанского шоумена Тимура Дорогого санок, игрушки за 22 тыс. тенге, спортивной кофты и детского платья. А вот отличное знание биографии Нурсултана Назарбаева, наоборот, позволило участникам унести с собой две пары кроссовок, две белые шубы, три детских платья, детскую пижаму и книгу «Вы ничего не знаете о мужчинах».

В прошедшую субботу же семья Нурхановых показала хорошую осведомленность в отрицательных персонажах казахских сказок, что принесло им кожаную куртку, мобильный телефон и водолазку, а знание экономической географии Казахстана и точного расположения нефтеперерабатывающих заводов гарантировало им футболку и планшет. Напоследок глава семейства, регулярно читающий отечественные деловые издания, смело отверг кандидатуру бизнесмена Булата Абилова на вхождение в число 50 богатейших людей страны в 2014 году. Относительно небольшое состояние Абилова в результате принесло в копилку команды, кроме всего прочего, швейную машинку.

Попасть на съемку программы, казалось бы, должно быть довольно просто, однако авторы проекта требуют от потенциальных участников предварительно дать ответы на три небанальных вопроса: когда человек находится дома без головы; что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа; и, наконец, как зовут самого известного ведущего КТК. Каким образом ответ на последний вопрос этой с позволения сказать анкеты повлияет на решение продюсеров, известно, вероятно, только им самим.

Отметим, что реалити-шоу про шопинг завоевывают все больше поклонников по всему миру. Казахстан, несмотря на то, что также медленно втягивается в воронку экономических трудностей, как и другие страны, не стоит в стороне от этой тенденции. Однако стоит признать, что казахстанским телевизионщикам еще далеко до известных в мире телеформатов такого рода программ.

В США, например, на протяжении последних пяти лет невероятную популярность приобретает реалити-шоу о людях, помешанных на бесплатных покупках. Американская купонная система позволяет гражданам приходить в супермаркеты и уносить оттуда десятки килограммов продовольственных и бытовых товаров, не отдавая за это ни доллара. Американки и американцы рьяно соревнуются между собой, пытаясь максимально сэкономить на походе в магазин. Купленное же зачастую используется в благотворительных целях.

Другой не менее популярный западный телеформат – покупка вещей, которые на пространстве СНГ кое-кто презрительно обзывает «б/у». Американцы и канадцы с неделанным энтузиазмом скупают на специально организованных аукционах оставленные контейнеры, брошенные склады или даже забытые или потерянные кем-то в дороге сумки. Удивительно, но там обнаруживаются не только практичные, но и весьма раритетные вещи, которые впоследствии приносят своим новым владельцам ощутимую прибыль.

В последнее время на западном телевидении стали встречаться и более неожиданные форматы шопинг-шоу – например, «Шопинг нагишом». Идея шоу незамысловата: в каждой получасовой серии две пары обнаженных людей пытаются найти и приобрести дом своей мечты при помощи профессионального риэлтора.

На казахстанском телевидении появления подобных шоу в ближайшие годы, конечно, ожидать не приходится, но и сам по себе этот упрек не совсем по адресу, ведь совсем не телевизионщики виноваты в том, что у казахстанцев нет возможности абсолютно бесплатно отовариваться в магазинах. Между тем, разница в подходах все же видна невооруженным взглядом – после поразившего весь мир кризиса 2008-2009 годов, продюсеры западных шопинг-шоу предпочитают выдавать участникам на руки довольно скромную сумму денег (или вовсе не снабжать их финансовыми средствами). Создатели же отечественных реалити-шоу казахстанцев балуют, ведь больше 1 тыс. евро на покупки едва ли воспитают в ком-то рачительность и бережливость. К большому сожалению главы государства.

Свежее из этой рубрики