Телеобзор: Страсти по большой нужде

Маргарита Бочарова, Vласть

Большая нужда все еще вынуждает «Хабар» снимать фильмы, демонстрирующие, как президент изменил судьбу отдельно взятого человека, НТК - показывать по сотому разу очередной сезон «Битвы экстрасенсов», а КТК - красочно рассказывать о самых интимных чаяниях казахстанцев.

Отечественные телеканалы на удивление преданы своему амплуа - не стал исключением и КТК, который в последний день января посвятил одну из самых рейтинговых программ разбирательству по поводу незаконного отнятого у героини… туалета. «Наша правда» началась с короткого синхрона пенсионерки Галины Чесноковой, которая без тени смущения вещала на камеру о том, как «четыре года ходила на ведро, в баночку».

Оказалось, все до банальности просто - соседка Чесноковой по коммунальной квартире Орынбасар Сексенбаева решила самовольно повесить замок на дверь уборной. Искать справедливость Галина Васильевна отправилась, разумеется, на КТК, к Шахматову. Ее появление в студии незамедлительно вызвало тихие смешки, да и сами редакторы программы, видимо, горем пенсионерки не прониклись, подписав ее в плашке «пришла по большой нужде».

Пространный рассказ Галины Васильевны о перипетиях коммунального сосуществования прервало появление в студии той самой роковой соседки, которая решила не дожидаться приглашения от ведущего. Возмущенная женщина сбивчиво рассказывала одну историю за другой - на зрителей и гостей студии полились рассказы о чужих детях, которые без спросу ходят в туалет, о голых мужчинах, якобы посещающих Галину Васильевну по ночам, о дворовых машинах, которые она по непонятной причине моет той самой водой из проблемного санузла.

Шахматов, решительно не понимающий, в чем же все-таки причина закрытия туалета, посадил Орынбасар на место и снова передал слово главной жертве ситуации. Та о причинах распространяться не стала, но зато сообщила, что за вход в собственный туалет с нее требуют 25 тысяч тенге. Орынбасар в ответ высказала искреннее недоумение. Гости студии, медленно дрейфующие на сторону Галины Васильевны, тут же посоветовали ей таким же образом преградить недовольной соседке доступ к общей кухне. «Ты жрать будешь готовить на унитазе!» - показывая пальцем на соседку, кричала Галина Васильевна под громкие аплодисменты.

На десятой минуте от Шахматова вновь прозвучал сакраментальный вопрос, обращенный ко все еще стоящей Орынбасар: «Почему вы решили, что вы вправе закрыть общий туалет?». «У нее нет прописки», - только и смогла ответить женщина, указывая на Галину Васильевну. Та, театрально показывая, как у нее проливаются слезы каждый день, рассказала еще более душераздирающую историю о том, как злая соседка из-за отсутствия прописки палкой гонит из квартиры и внучек Чесноковой.

После небольшой рекламной паузы уровень дискуссии и вовсе оказался на уже неподъемном уровне. Астропсихолог Махаббат Кайдарова пустилась в долгие объяснения природы человеческих выделений и человеческого сострадания, которое должно проявляться всякий раз, когда у кого-то возникает та самая нужда.

Сын Орынбасар, Бейбит, призывами проявить свою духовность даже в таких низменных ситуациях не проникся. Показывая пальцем на Галину Михайловну, мужчина громко упрекал пенсионерку в том, что она отказалась выдать ему шесть тысяч тенге на ремонт коммунального туалета. «Не буду я открывать туалет. До президента дойдем!» - в конце концов, произнес Бейбит, усаживаясь на диван.

После того, как в студии появилась дочь Галины Васильевны Екатерина, стоимость ремонта в злополучном туалете увеличилась до 200 тысяч тенге. По словам девушки, именно эту сумму вымогает Бейбит у ее матери. Сначала Шахматов пытался добиться у семьи Сексембаевых оглашения окончательной суммы денег, потраченных на ремонт. Не добившись ответа, вопрос стал звучать еще категоричнее: «Сколько вам нужно денег, чтобы вы забыли эту историю?». И мать, и сын заверили, что эту историю не забудут никогда.

К 20-й минуте программы стало выясняться, что проблемы двух семей лежат также и в иной плоскости - кухонной, где, как оказалось, были замечены тараканы. Когда все главные герои программы вновь заговорили одновременно, Шахматову не оставалось ничего иного кроме как обратиться к сидевшей в студии психологу Жанне Яворской. Специалист, как ни странно, от психологических аспектов ситуации решила самоустраниться и горячо настаивала на том, что с юридической точки зрения поведение Бейбита и Орынбасар совершенно неприемлемо.

В заключительной части программы всем стало уже не до ремонта в туалете или кухонных тараканов, зато присутствие нескольких психологов в студии стало более или менее оправданным. Галина Васильевна принялась обвинять сыновей Орынбасар в сексуальных домогательствах. Вышедший на подмогу своим родным еще один сын Орынбасар Ерлан обратился в эфире к сотрудникам правоохранительных органов, заявив, что имеет на своем телефоне доказательства неподобающего поведения самой пожилой Галины Васильевны.

«Все, что я послушал - это позор», - зазвучали здравые голоса от гостей студии. Певец Кентал усомнился в правдивости слов Галины Васильевны, певица Айжан Нурмагамбетова справедливо указала на Екатерину, которая могла бы помочь матери расплатиться с соседями за ремонт, напомнила про цивилизованный способ разрешения споров в суде и попыталась устыдить героев программы за то, что те переходят на личности в общении друг с другом.

Под бесконечные крики героев Шахматов негромко сказал, обращаясь к неугомонным соседям: «Вы потеряли весь человеческий облик». В завершении программы ведущий, очевидно сделавший собственные выводы из ситуации, только и мог сказать: «Во что вы превратились - этот вопрос мы оставим на суд телезрителей».

Тем же телезрителям, вероятно, предстоит судить и редакторов программы, которые решили сделать ставку именно на эту историю. Что побудило их сделать такой выбор, вряд ли понятно хоть кому-то из многочисленной аудитории канала. В студии «Нашей правды» - стоит отдать создателям программы должное - случалось разное, но сортирный вопрос в этом ток-шоу «в телевизор» еще не выносили.

Свежее из этой рубрики