Тема мистики, особенно популярная в преддверии новогодних праздников, на отечественных телеканалах то и дело принимает причудливые формы. В результате зрители вынуждены черпать вдохновение из историй о надувной лодке или деве в белом одеянии с острой нуждой в спичках.
С приближением Нового года у телевизионщиков просыпается тяга ко всякого рода мистическим историям. Эта самая тяга щедро подкрепляется интересом неравнодушных телезрителей, чье желание поверить в чудо в декабре достигает своего апогея. На минувшей неделе такую возможность предоставил телезрителям не только «НТК», продемонстрировавший широкой аудитории не один десяток «Битв экстрасенсов», но и один из государственных телеканалов.
Вот уже второй год на телеканале «Ел Арна» в эфир выходит ток-шоу под названием «Пятый угол». Авторы программы задолго до появления на «Седьмом канале» ток-шоу «Выход есть!» утверждали, что «безвыходных ситуаций не бывает». Однако в прошедший четверг искать выход из затруднительного положения никто не собирался – напротив: всех очень интересовал способ, как там оказаться. Получасовая программа носила интригующее название – «Магия гор».
Первым в студию вошел мужчина в клетчатой рубашке, который, судя по словам ведущей, встретился с чем-то сверхъестественным «лицом к лицу». Уже спустя пару секунд из телевизионной плашки телезрители узнали, что лицом к лицу Евгений Вавилов столкнулся с «тяньшанской девой», которая обратилась к заночевавшим в горах альпинистам с простой человеческой просьбой одолжить ей спички.
Мужчина рассказал, как, не долго думая, подал спички «слабо освещенному силуэту» женщины в «белом одеянии».
Психолог и астролог Любовь Дэйслинг не усмотрела в этом ничего особенного, и даже высказала мнение о том, что альпинисту «очень повезло» – это замечание вызвало у последнего лишь ухмылку. Зато новость о том, что горы – место расположения «порталов» между нашим более плотным миром и другими тонкими мирами, Евгений воспринял как должное.
Шоумен Роман Альманский по-своему понял просьбу ведущей поделиться собственной мистической историей, произошедшей в горах. Заверив всех присутствующих в том, что искренне верит в «магию гор», Альманский поведал историю из своего школьного детства. Мистика, как оказалось, состояла в том, что один из одноклассников маленького Ромы однажды вместо палатки взял в горы надувную лодку.
Следующим гостем программы стал самый известный из казахстанских альпинистов Максут Жумаев, который границы мистики в горах определил с математической точностью – только свыше 8 тыс. метров можно приблизить себя к «грани, за которой уже нет возврата». Командир спасательного подразделения Сабит Кобжанов не стал отрицать, что такие пограничные явления в горах имеют место быть, однако признался, что сам с чем-то подобным никогда не сталкивался (в ответ на эту реплику в зале почему-то прозвучали аплодисменты).
Приободренный реакцией зала Кобжанов решился рассказать историю, которая произошла в горах с его приятелем. На этот раз неизвестная сущность попросту проявила заботу о находящихся в горах альпинистах, отряхнув палатку от нападавшего на нее снега. После рекламной паузы Евгения Сакенова пригласила в студию Рината Хайбуллина – «альпиниста, переставшего ходить в горы». В горах альпинисту явился он сам, и также довольно своеобразно проявил заботу о сохранности своего двойника.
В условиях чрезвычайной ситуации появившийся рядом образ Рината после продолжительных споров заставил одноименного героя истории принять неудобную позу, расшнуровать ботинки, сделать питье из снега и съесть плитку шоколада. В результате ряда непонятных для альпиниста манипуляций, инициированных им же самим, ему удалось выжить. «Легче было сделать, чем объяснить ему, почему вы это делать не хотите», - внесла собственную лепту в рассказ ведущая.
Следующий вопрос ведущей к Наталье Боровой, главному редактору журнала «Ветер странствий», звучал не менее выразительно: «Вот они же (альпинисты – V) – люди здравомыслящие! Тогда что это происходит? Вот что с людьми происходит там на высоте?». Редактор журнала ожидаемо не смогла ответить на этот вопрос, зато в очередной раз, следуя примеру всех гостей программы, выразила полную уверенность в существовании некой горной мистики и даже призналась, что общение с такими «необыкновенными» альпинистами способно и других людей сделать «немножко ненормальными».
Следующее откровение прозвучало от известного в сети блогера и музыканта Александра Цоя, который однажды отправился в горы с исключительно исследовательскими намерениями. Будучи в астрономическом лагере, будущий блогер «краем глаза» заметил «странное существо». «Большое и страшное?», - поинтересовалась Евгения Сакенова таинственным голосом. «Нет. Светлое», - прозвучало в ответ. Цоя поразил странный способ передвижения «существа», которое «как бы переваливалось с ноги на ногу», и в итоге скрылось за бочкой с песком.
Заключительным гостем, севшим на главный диван ток-шоу, стал горный гид Андрей Гундарев. С его появлением тема беседы будто переменилась. Ведущая, предварительно назвав себя «простой земной женщиной», попыталась добиться от альпиниста ответа на вопрос о том, зачем при всей грозящей опасности люди все еще продолжают совершать восхождения в горы. По мнению горного гида, главный мотив альпинистов состоит в том, чтобы принести с собой «новые впечатления в цивилизацию».
С этим же вопросом Сакенова обратилась ко всем экспертам, восседавшим на креслах. Спасатель выразил по этому поводу полное недоумение, редактор журнала о путешествиях усмотрела в этом возможность «познания себя», Александр Цой сослался на «какое-то волшебство». Журналист с богатым альпинистским опытом Галина Муленкова объяснила любовь к альпинизму простым человеческим любопытством, Альманский, рассмотрев обувь главных гостей, пришел к выводу, что альпинизм – это часть жизни, а эзотерик списала все на то, что горами управляет Козерог.
В преддверии Нового года не лишним было бы узнать, какой знак Зодиака управляет казахстанским телевидением. А пока эзотерики и астрологи этим вопросом не озадачились, остается уповать на то, чтобы в фаворе у искушенного зрителя отечественным телеканалам помогала оставаться не магия. И в прямом, и в переносном смысле этого слова.