Телеобзор: Уроки экономии от «Хабара»

Маргарита Бочарова, Vласть

Пока мир скатывается в пучину очередного экономического кризиса, а в стране по этому поводу нарастает беспокойство, отечественные телеканалы не унывают. Самым неунывающим выглядит, безусловно, «Хабар», который еженедельно учит телезрителей совсем не банальным секретам экономии.


С ноября прошлого года, когда казахстанцы почувствовали, что новый виток экономического кризиса уже на пороге, на национальном телеканале начала выходить программа с говорящим названием – «Экономкласс». Десятиминутный телевизионный ликбез призван раскрыть казахстанцам «секреты житейской науки», а не (упаси Бог!) «собрать у телевизора людей скупых и жадных». Vласть отсмотрела все выпуски программы, чтобы понять, действительно ли государственный телеканал серьезно настроен на борьбу с нашим расточительством.

На минувшей неделе телезрителям посчастливилось узнать, как преодолела экономические трудности швея Наталья Пастухова. Откровенно говоря, в ее «способе» ничего примечательного не обнаружилось – от шитья одежды женщина перешла к шитью весьма недешевых детских игрушек. Куда интереснее был совет, который после общения с Натальей дала телезрителям автор сюжета: «Пожалуй, стоит обучить деток делать что-то своими руками, ведь тогда они смогут, образно выражаясь, пережить любую зиму». Другими словами, пережить «зиму» казахстанской экономики как ни странно будет куда проще, поощряя в своих детях любовь к рукоделию, уверены на «Хабаре».

Предыдущий январский выпуск вышел менее оптимистичным – корреспонденты канала отправились в один из крупных гипермаркетов Алматы, чтобы поинтересоваться секретами экономии у рядовых потребителей. Горожане, которых в тот день удалось обнаружить в магазине, на поверку оказались фаталистами, и один за другим твердили, что «на всю жизнь не накопишь» и продуктами не запасешься. Казахстанцы, таким образом, уже давно привыкли отовариваться «по ходу действия» и смирились с простой истиной – «что будет, то будет». Журналисту, общавшемуся с покупателями, напоследок не осталось ничего иного, кроме как пожелать сознательным гражданам на голодный желудок продуктовые магазины не посещать.

В другом выпуске журналист «Хабара» взялась за ни много ни мало разоблачение виртуальных мошенников. По закону наказать предполагаемых преступников, правда, так и не удалось – попыток найти их телевизионщики после неудачной покупки почему-то предпринимать не стали. Тем не менее, кое-что телезрители все-таки должны были вынести из журналистского эксперимента – покупать устройства, обещающие своим обладателям снизить потребление электроэнергии в доме в два раза, лучше не стоит. Опытный энергетик, стоя у электрического щитка, доходчиво объяснил журналисту-экспериментатору, что такой прибор столь же полезен при экономии энергии как обычное зарядное устройство телефона.

6 января авторы программы неожиданно решили пролить свет на декабрьские скидки. После короткого интервью с президентом Казахстанской Федерации маркетинга, рекламы и РR Тимуром Сабитовым выяснилось, что «столь внушительное обрушение цен» на товары в преддверии праздников – ни что иное как «новогодняя сказка». И пока журналисты национального телеканала самозабвенно несли знание в массы, зрители у экранов в окружении подаренных им на праздник подарков невольно искали среди них «залежавшийся» товар и с сомнением поглядывали на подарочные сертификаты. Лишь в завершении выпуска ведущий посоветовал огорченным зрителям наведаться в магазины в феврале, когда в торговле наступит «мертвый сезон».

Другая декабрьская программа, почти полностью посвященная популярным нынче «зеленым технологиям», также едва ли стала очень полезной. Зрители узнали о достижении «светлой головы» - сельского предпринимателя - Самата Абенова, который незатейливо описал его как «принцип роторного перемешивания биореактора». И пока зрители пытались постичь смысл услышанного, журналист «Хабара» уже интересовался у доктора технических наук, сможет ли он как простой обыватель пробурить 70-метровую скважину и экономить, используя геотермальные энергоисточники. В ответ ученый тактично улыбнулся и посоветовал своему собеседнику ограничиться в своем желании сэкономить доступными тепловыми насосами.

Проблема экономии тепловой энергии заботила авторов программы и в ноябре. В первом выпуске программы корреспонденты канала, например, познакомили зрителей с талантливыми студентками женского педагогического университета. Девушки под руководством своего профессора создали «солнечный дом», который снабжается горячей водой и теплом при помощи геоколлектора. Не без удовольствия ведущий программы констатировал, что коммунальщикам в данном случае ничего не перепадает. Слово «бесплатно» звучало в сюжете чуть ли не чаще слова «энергия», и только спустя некоторое время выяснилось, что за дармовую энергию придется выложить 1 млн. тенге. – «немного раскошелиться», как выразился журналист канала.

Потратить миллион тенге в одном случае, освоить принципы переработки органического сырья в другом - не будет ошибкой сказать, что все это в меньшей степени соответствует ожиданиям зрителей, когда они включают на своих телевизорах программу под названием «Экономкласс». По совершенно неведомой причине казахстанские телевизионщики уже давно связали между собой такие понятия как «экономия» и дорогостоящие «зеленые технологии». Между тем, именно от них правительства разных стран мира и вынуждены отказываться в период, когда очередные экономические трудности не за горами.

Пожалуй, самым нужным советом из всех приведенных выше стал лишь тот, когда журналисты призывали зрителей обязательно подкрепиться перед тем, как отправиться за покупками в ближайший магазин. Прагматичность сказанного была, очевидно, обусловлена теми неутешительными словами, которые рядовые потребители говорили на камеру. Отсюда делаем закономерный вывод: прежде чем снимать программы об экономии в сложные для страны времена, не лишним будет выйти на улицу и спросить у случайного прохожего, есть ли у него миллион-другой на покупку экспериментального геоколлектора.

Свежее из этой рубрики