Телеобзор: Зеленая земля и критское ветроколесо

Маргарита Бочарова, Vласть

На минувшей неделе в Париже состоялось грандиозное для страны событие — официальное признание ЭКСПО-2017 и передача флага Международного бюро выставок Казахстану. Теперь республике от «зеленой экономики» точно никуда не деться, а уж отечественному телевидению — тем более.

Уже с апреля круглосуточный новостной телеканал 24.KZ еженедельно на протяжении 10 минут просвещает своих телезрителей касательно проблематики «зеленой экономики». Хотя судя по выпускам программы под одноименным названием, никаких проблем в этой сфере в Казахстане не наблюдается в принципе. В прошлый понедельник авторы программы, например, рассказали о том, как столичные агрономы-озеленители уже на протяжении двух лет используют «технологию гидропосева».

Очевидцам этого чудо-метода, на которых сослался ведущий программы, стоит отдать должное — гидропосев значительно смахивает на покраску земли в зеленый цвет. Оказалось, что уникальная технология заключается в распылении под давлением жидкости, название которое едва ли смахивает на нечто инновационное — «мульча». После недолгого поиска в Википедии и вовсе выяснилось, что «технология будущего» применялась в Восточной Европе еще в 17 веке.

Главный агроном «Астана-Зеленстрой» Аманжол Кекебаев среди прочего рассказал корреспондентам канала о главном преимуществе «мульчи» перед остальными методами озеленения столицы — «с помощью всего этого состава семена не разлетаются от ветра». Некоторые зрители после этой фразы, вероятно, грешным делом предположили, что готовые газоновые рулоны в Астане в ветряную погоду с легкостью сбивают горожан с ног.

В одном из других выпусков «Зеленой экономики» речь тоже зашла об инновационной водосберегающей технологии, которая применятся при мойке автомобилей. В подводке к сюжету ведущий программы многозначительно заметил, что на одну машину на автомойках в среднем тратят 100 литров воды. Сам сюжет же был собственно про то, как один молодой столичный предприниматель решил обойтись в этом процессе и вовсе без воды.

Признаться, «революционная» технология не смогла произвести соответствующего впечатления — на экране вдруг появились несколько молодых людей в фирменных футболках, которые с щетками и пульверизаторами с усердием принялись за белый Land Cruiser Prado. В это время руководитель компании Азамат Елеусизов рассказывал на камеру о том, что новый метод позволяет помыть машину без разводов, подтеков и царапин.

О самом «инновационном» средстве для мытья автомобилей в сюжете было сказано немного — телезрителям лишь стало известно, что литр волшебного средства заменяет 2 тонны воды, им можно помыть только «средне загрязненную машину» и то, что моющая жидкость состоит сплошь из биологических компонентов.

Приборы учета теплопотребления, как выяснилось, тоже относятся к «технологиям будущего». О них в одном из выпусков «Зеленой экономики» тоже рассказали корреспонденты канала. История их установки в многоквартирных домах казахстанцев оказалась довольно драматичной хотя бы потому, что однажды эта затея отечественных коммунальщиков так и не была реализована. Но работники жилищно-коммунального хозяйства столицы доказали свою приверженность принципам «зеленой экономики» и установили-таки в 2013 году аж 400 произведенных в России устройств.

Установили и задумались об экономии тепловой энергии, которая оказалась невозможной без внедрения автоматизированной системы управления. «Но, несмотря на это, приборы (тепловые счетчики — V) были установлены и в тех домах, где такой системы нет», — сообщил закадровый голос. Однако планируется ли в таких домах автоматизация теплового узла и во сколько это может обойтись рядовым потребителям, авторы программы решили не сообщать. Вместо этого зрителей решили порадовать тем, что с июня-июля 2014 года в Астане заработает собственный завод по производству тепловых счетчиков.

Другой «технологией будущего», которую открыли для казахстанцев журналисты 24.KZ, стал парусный ветрогенератор. Тот же поиск в Интернете показал, что ветрогенератор парусного типа является наследником древнего критского ветроколеса. Модернизацией критского ветроколеса в связи с курсом на построение «зеленой экономики» озаботились и отечественные новаторы, которые вложили в него «казахстанскую начинку».

К слову, что именно в установке явилось этой самой «казахстанской начинкой», и после сюжета понятно не стало. Вероятно, авторы программы имели в виду самый традиционный способ производства казахстанских новаций — адаптацию известного всему миру опыта под казахстанские реалии. Скорее всего, журналисты канала не стали бы называть «казахстанской начинкой» ту частично ржавую конструкцию, на которую и был установлен ветрогенератор.

Высокого звания «технология будущего», пожалуй, достойна лишь методика газификации угля, которая уже на протяжении восьми лет разрабатывается отечественным институтом химии угля и технологии. О ней авторы «Зеленой экономики» рассказали в одном из первых выпусков. Директор научного института скромно сообщил, что «из одной тонны угля, по нашим расчетам, можно получить 200-250 килограммов синтетического жидкого топлива, порядка 150-160 килограммов сплава металлов». Экспериментальная установка по газификации казахстанского угля будет располагаться на месторождении Сарыадар.

А пока ученые в лабораториях корпят во имя будущего успеха ЭКСПО-2017, для астанчан вырисовываются собственные перспективы. Благодаря титаническим усилиям команды канала при поиске казахстанских инноваций, жители и гости столицы знают, у кого можно помыть автомобиль без воды, зачем землю красят в зеленый цвет, почему установленные в подвале счетчики тепловой энергии не способствуют ее экономии и как выглядит казахстанский аналог древнегреческого ветроколеса.

Главное — и с этим вряд ли кто-то будет спорить — чтобы вся площадка астанинского ЭКСПО в результате не выглядела как осовремененный прототип древних городов: без воды, но зато с выкрашенной в цвета государственного флага землей.

Свежее из этой рубрики