Здесь будет город-сад: к 2030 году архитекторы намерены преобразить Астану до неузнаваемости и избавить ее от запаха сточных вод

Тамара Вааль, Астана, Vласть

Фото автора

Сегодня в Астане начались публичные слушания по корректировке Генерального плана развития столицы до 2030 года. Судя по схемам, границы города за эти годы расширяться не будут. Тем не менее, в столице появится несколько центров, десятки парков с флорой и фауной, собранной со всей страны, линии скоростных автобусов, наземное метро, а главное, исчезнет запах сточных вод.  

За годы независимости – это уже седьмой генеральный план Астаны, с поправками и уточнениями. На этот раз корректировки вносились, учитывая проведение международной выставки ЭКСПО в 2017 году.

«Генеральный план, как правило, разрабатывают на 15-20-30 лет, - говорит главный архитектор НИПИ «Генеральный план» Бахтыбай Тайталиев. - Но Астана так развивается, что мы вынуждены корректировать, вносить изменения, потому что мы не стоим на месте, мы интегрируемся в мировое пространство и у нас время гораздо быстрее идет, чем во всем остальном мире».

Сегодня территория города составляет 71 тысяч гектар, и границы города ни к ЭКСПО, ни в последующие годы расширять не планируется. В ближайшие 10-15 лет население столицы достигнет 1 миллиона 200 тысяч человек, плюс гости, которые приедут на международную выставку. Предусмотреть нужно все: места для культуры и отдыха, развлечения, а главное, беспрепятственную езду. Задача - в любую точку города за 20 минут и без пробок. Развивать траспортно-логистическую инфраструктуру, по задумке архитекторов будут с помощью нового железно-дорожного вокзала, пропускная способность которого будет достигать 35 тысяч человек в сутки. Кроме того, в столице появится два новых автовокзала на пять тысяч человек в сутки, а также будет реконструирован аэропорт.

«Новый железнодорожный вокзал будет находиться на отметке выше девяти метров, - рассказывает Тайталиев. – Так как в том районе проходит 12 общегородских магистралей, мы с проектировщиками и застройщиками пришли к единому мнению, чтобы не создавать многоуровневые развязки, железнодорожная ветка пройдет по опорам и новый вокзал будут на воздушной трассе».

Другая задача архитекторов – пересадить значительную часть населения с автомобилей на автобусы. Именно этот вид транспорта должен стать доступным, скоростным и удобным. В центре столице будет создано «внутреннее непрерывное малое транспортное кольцо».

«Это восьмиполосная дорога, непрерывная, без светофоров. На нее будут выходить только общегородские дороги, и они будут пересекать ее в нескольких уровнях. Это означает, что на этом транспортном кольце можно с большой скоростью достичь любой периметральной точки ядра. И от него во все стороны отходят въездные магистрали, которые состоят из трех дорог», - объясняет главный архитектор.

То есть, по главной дороге можно будет передвигаться на скоростных автобусах (БРТ), а близлежащие дороги к основной магистрали будут односторонними «для быстрого въезда и выезда из города». А между этими магистралями будут ходить простые пассажирские маршруты. Для комфорта пассажиров в местах пересечения дорог с основной магистралью будут построены пересадочные терминалы.

«Это такое многоярусное, большое здание, где с одного общественного транспорта мы пересаживаемся на другой. Там находятся многоэтажные паркинги для того, чтобы оставить личный автомобиль и пересесть в общественный транспорт, который будет по центральному ядру размещаться. Там находятся прокаты, стоянки велосипедов, можно пересесть на велосипед, в пешем порядке пройти. Вот такая структура дает иерархию размещения транспортных средств по городу. Это будет очень комфортно и для города», - уверен Тайталиев.

На смену БРТ архитекторы не отказываются и от наземного метро на опорах, так называемого ЛРТ. Однако если оно и будет построено, то только после проведения ЭКСПО.

Помимо любви к общественному транспорту, развивать будут и любовь к велосипедам. Специально для этого в поправках предусмотрены велосипедные дорожки: одни для «будничных поездках, то есть к местам работы и учебы, и воскресные – по местам отдыха».

«По местам отдыха вдоль набережной реки Есиль, где у нас размещаются линейные парки, не вплотную застройка подходит к реке, мы будем размещать преимущественно велобаны. В городе они будут тоже. Но там возможности нет делать их изолировано, где-то будут совмещаться с проезжей частью, где-то с пешеходными тротуарами, будут изолироваться – разные применения», - подчеркнул Тайталиев.

Одна из «изюминок» будущей столицы мечты – половина ее территории будут занимать, так называемые, «зеленые клинья», которые будут располагаться между дорогами (а их восемь), входящими в город.

«Каждый клин будет со своей индивидуальной флорой и фауной, - заверяет Тайлыбаев, - Если зеленый клин со стороны Борового, то это будут хвойные леса, в Кургальжино – другая природа, с севера Казахстана – лиственные, смешанные леса, степи, лесо-степи. И где бы человек в городе не жил, буквально в пешеходной доступности от него будет находиться природный комплекс».

Полицентричность – еще одно отличие Астаны. Если сегодня условно в городе есть два центра – новый (на левом берегу) и старый (на правом). То в ближайшие годы в столице их будет около десяти. В каждом из них планируется создать торгово-развлекательные и деловые центры, культурные объекты, транспортно-посадочный терминал и парк.

«Мы их сейчас определяем, они расположены на въездных магистралях. Это те территории, где без большого сноса все можно организовать», - говорит он.

Будет решена и одна из главных проблем столицы – запах от сточных вод озера Талдыколь. Согласно программе «Очищение и рекультивация озера Талдыколь», канализация будет очищаться и сразу сбрасываться в реку Есиль. А Талдыколь будет осушаться и вместо него построят парки.

«Запаха не будет, - заверил главный инженер НИПИ «Генеральный план» Болат Давлетов. - Оттуда будет откачиваться вода, потом остается ил, туда будут добавляться какие-то минералы, чтобы устранять запах. И после этого озеро станет в четыре раза меньше, то есть придет к своим естественным берегам. Мы предполагаем, что к 2017 году там будет рекреационная зона – это парки и скверы», - заключил он.

Все эти поправки в генеральный план будут обсуждаться в Астане с участием общественности в течение трех дней. Архитекторы заверили, что все замечания, которые поступят от жителей будут учтены.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики