В стремлении сделать осознанный выбор на избирательном участке 20 марта, репортер Vласти Маргарита Бочарова продемонстрировала волю, решительность и сыщицкие навыки. Последние ей понадобились, чтобы вживую увидеть каждого из кандидатов в депутаты городского маслихата от собственного округа. Это только потом стало понятно, что психологические характеристики, необходимые для летчиков гражданской авиации и репортеров, оказались недостаточными для того, чтобы просто встретиться со своим кандидатом. Выдвиженцев на важный пост от встреч с населением отвлекал то акимат, то срочные дела в Астане, то контрольные работы по биологии.
Маргарита Бочарова, Vласть
Фото Жанары Каримовой
Выборы в маслихат города Алматы проходят практически незаметно - имею в виду реальность вне Фейсбука. Члены моей семьи осведомлены о них лишь потому, что я сообщила им об этом, а не потому, что весь наш двор пестрит агитационными плакатами. Справедливости ради замечу, что плакаты все-таки есть, но с них на жителей района смотрит то Илья Ильин, то Кайрат Нуртас, то Баян Есентаева, которые не то чтобы в маслихат, даже в мажилис едва ли попадут.
Выяснить, кто избирается от моего 22 округа в городской маслихат, удалось только после тщательного штудирования неприметных информационных сообщений на сайте «Вечернего Алматы». Кандидатов оказалось четверо - один от партии «Нур Отан» и трое самовыдвиженцев.
Улыбающееся лицо кандидата от правящей партии удалось обнаружить и на углу соседнего дома. Константин Авершин, генеральный директор «Red Dragon Almaty», сообщал, что сейчас Алматы «переживает сложные времена», и выразил готовность сделать все, что в его силах, «для его возрождения». Я решила сходить на встречу кандидата с населением и лично выслушать, как алматинский ресторатор собирается возрождать южную столицу.
К назначенному времени актовый зал гимназии № 138 заполнили сплошь учителя, население даже близлежащих домов к мероприятию должного внимания не проявило. Спустя некоторое время в зал друг за другом спешно зашли две женщины, на ходу снимая с себя верхнюю одежду. Усевшись за стол президиума, одна из них принялась извиняться за опоздание. Из ее вступительной речи стало ясно, что зовут ее Бент-Анат Бейсембаева, и что она руководит предвыборным штабом Авершина. Она же и сообщила нам, что собственно кандидат на встрече присутствовать не может по причине более чем уважительной - срочно вызван в горакимат.
«Я пришла агитировать не столько за Константина, чтобы вы за него проголосовали, а присоединяйтесь к нам, к нашему общественному движению, потому что Константин как кандидат в депутаты предлагает то, что он и до этого делал», - сразу сообщила Бейсембаева. Из ее же слов стало известно, что Авершин возглавляет общественное объединение «Я - Алматинец», но глядя на своих слушателей, Бейсембаева обратила особое внимание на деятельность женского клуба, который также работает под крылом Авершина и под ее руководством.
Руководитель предвыборного штаба изо всех сил пыталась поразить нас человеческими и душевными качествами кандидата от «Нур Отан», рассказывая совершенно невероятные истории. В каждой из них Авершину, к слову, отводилась роль спасителя. Вот он лично находит объявленную в розыск в декабре прошлого года Айзаду Авлатарову, прочесав за восемь суток бесчисленное количество дачных массивов. Вот он откликнулся на просьбу о помощи в Facebook и приобрел дорогостоящее лекарство для больного ребенка. Вот он варит еду в казане для пострадавших от селя в Наурызбайском районе в июле прошлого года.
Бейсембаева, глядя на неменяющиеся лица учителей в зале, в завершении своего выступления не сдержалась: «Девочки, это так! Мы не больные, мы не белые вороны. Я хочу, чтобы люди перестали сомневаться!». И когда никто из аудитории уже не сомневался в бескорыстности Авершина и его сподвижников, слово взял мужчина, также сидевший за столом. Когда он представился, оказалось, что активисты из предвыборного штаба до этого и понятия не имели, с кем рядом оказались. Поддержать Авершина пришел уважаемый член «Нур Отана», директор Института сейсмологии Танаткан Абаканов.
Танаткан Доскараевич говорил долго и весьма пространно - о том, что все казахстанцы для президента - дети, о том, как навсегда избавить Алматы от землетрясений, о том, какой удивительный народ японцы. Скромность учителей позволила прервать его лишь громкими аплодисментами. Спустя 40 минут «встреча с населением» без единого вопроса от этого самого населения благополучно завершилась.
Далее началась «охота» на кандидатов-самовыдвиженцев. Плакат одного из них я с удивлением обнаружила на специальном стенде возле уже упомянутой гимназии. С листа на меня смотрело располагающее к себе женское лицо. Елена Дякина оказалась преподавателем биологии и химии в школе №69 и в своей программе напоминала, что учитель является «стержневой фигурой в образовании». «По собственному опыту вижу необходимость повышения статуса работников системы образования», - утверждала она. Помимо этого, на плакате было много слов о чистоте города, чистоте в душе, чистоте в стране.
Однако как именно Дякина собирается наводить лоск на город, выяснить так и не удалось. Каждодневные звонки в школу не увенчались успехом - учитель биологии и химии регулярно посещала совещания в других школах или просто рано отправлялась домой. В более удачные дни секретарь вежливо просила меня оставаться на линии, уходила якобы для того, чтобы позвать Елену Викторовну, возвращалась и неизменно сообщала, что у той в разгаре контрольная работа, и она ни на миг не может отлучиться из класса. Время перемен в школе мне выдавать отказались (как, впрочем, и контакты нужной мне персоны), зато несколько раз тщательно записывали мои контакты и фиксировали вопросы. Стоит ли говорить, что заветного звонка я так и не дождалась?
Как выглядят два других кандидата в депутаты от моего округа, мне по сей день неизвестно. Ни одного агитационного плаката с их изображением в пределах шаговой доступности от дома найти не удалось. Скудные биографические данные из заметки в «Вечернем Алматы» позволили мне выйти на их след только благодаря информации о месте работы.
Шолпан Дубирбаева, указанная как заместитель директора Централизованной библиотечной системы, обнаружилась в городской библиотеке им. Чехова. Женщина довольно дружелюбно разговаривала со мной ровно до тех пор, пока я не представилась корреспондентом интернет-журнала. Моей целью было выяснить график ее встреч с населением, но Шолпан Курдагалиевна поспешила дрожащим голосом сообщить, что она уже провела две встречи и больше встречаться с избирателями не планирует. Я хотела было рассказать ей, что некоторые кандидаты на место в маслихат запланировали больше 10 встреч с населением, но решила не смущать и без того взволнованную женщину. На этом и распрощались.
Четвертый же кандидат так и остался для меня «темной лошадкой» - с Русланом Зиноллиным мне не удалось поговорить даже по телефону. В качестве места работы Руслана Амиржановича было указано ТОО «Улвас». В Алматы предприятие с таким названием я так и не отыскала. Зато нашлось ТОО «Улвос». Зацепившись за возможность, я набрала номер. На другом конце я услышала бархатистый мужской голос, который сообщил мне, что Руслан Амиржанович вышел и будет буквально через полчаса (через полчаса со мной, к слову, пообщался только автоответчик). Зато в свой следующий звонок я узнала, что нужный мне человек отбыл в Астану по делам, не терпящим отлагательств. Никто и не сомневался, да.