• 3000
Чем запомнился казахстанцам «парламентский год»?
28 июня парламент завершит свою работу. На совместном заседании депутаты сената и мажилиса подведут итоги своей деятельности во второй сессии парламента пятого созыва. Vласть вспоминает, чем запомнилась нынешняя парламентская сессия.

 

Cофья Пашкова, Астана, Vласть

 

В пятницу, 28 июня на совместном заседании депутаты сената и мажилиса подведут итоги своей деятельности во второй сессии парламента пятого созыва. Vласть вспоминает, чем запомнилась нынешняя парламентская сессия.

 

Традиционно депутаты, подводя итоги работы, каждую сессию называют «исторической» - поднимались острые вопросы, принимались важные законы. В историю второй сессии парламента пятого созыва, безусловно, войдет обсуждение закона «О пенсионном обеспечении» в новой редакции. Этот документ смело можно назвать самым громким и скандальным. И во многом показательным: изначально, когда депутатам лишь говорили об идее унификации пенсионного возраста, они воспринимали это предложение без особого восторга, упрекали правительство в нежелании прислушаться к мнению народа, который категорически против увеличения пенсионного возраста женщин. Такой настрой у депутатов был накануне очередного выезда в регионы для встреч с избирателями. Через 10 дней, вернувшись из поездок, народные избранники получили другой законопроект – с уже внесенными нормами по поэтапному повышению пенсионного возраста женщин. И – продемонстрировали прямо противоположную точку зрения, заверяя, что именно этого и ждет вся страна.

 

Лишь единицы из всего депутатского корпуса сохранили свою позицию неизменной, однако их мнение ситуации не изменило. По результатам голосования в мажилисе и сенате, меньше двадцати депутатов решили не голосовать «за» законопроект. Он был принят большинством голосов. Впрочем, через две недели президент внес возражения по законопроекту, предложив отложить унификацию пенсионного возраста. И депутаты вновь изменили позицию - оказалось, именно предложение президента отвечает интересам народа. Разумеется, с возражениями главы государства депутаты согласились единогласно.

 

Впрочем, нашумевшая пенсионная реформа и резкая перемена мнений депутатского корпуса – не единственное, с чем вторая сессия парламента пятого созыва может претендовать на свое место в истории казахстанского парламентаризма. Еще один «законодательный» скандал вызвали поправки в трудовое законодательство, которыми депутаты установили пороговый уровень декретных выплат. Женщины с высокими доходами негодовали, устраивали акции протеста – однако толку от этого пока никакого. Ни парламент, ни правительство на это недовольство не обращают внимания, мотивируя это тем, что высокооплачиваемых женщин в стране – всего 2%.

 

Историческими станут и принятые поправки в законодательство по вопросам дальнейшего развития местного самоуправления. Место в истории этому закону определил президент страны, объявив в своем послании народу Казахстана, что в 2013 году пройдут выборы акимов сел, сельских округов, городов районного значения. Принятые парламентом поправки расписывают, как и каким образом будут проходить эти выборы.   

 

Резонансными стали и поправки в закон «О правоохранительной службе», предусматривающие тестирование на полиграфе кандидатов на работу в правоохранительных органах. Депутатами высказывался ряд сомнений, однако в итоге закон был принят с этой нормой.

 

Несколько законопроектов, также обещающих стать весьма одиозными, вероятнее всего, перейдут на следующую парламентскую сессию. Это, в частности, проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности органов внутренних дел», предусматривающий изъятие из гражданского оборота травматического оружия и перевод его в разряд служебного. Есть и другая норма, которая уже вызывает критичные высказывания общественности – проект закона «Об органах внутренних дел» предлагает разрешить сотрудникам ОВБ «в случае, если посягательство непосредственно угрожает его жизни» применять оружие без предупреждения. Законопроекты рассматриваются мажилисом уже несколько месяцев, и пока, похоже, единого мнения депутатам так и не удалось выработать. 

 

Еще один законопроект, также вызвавший немалый резонанс, инициирован самими депутатами и направлен на защиту детей от информации, вредящей их развитию. Законопроект предусматривает введение возрастной маркировки на аудио- видеопродукции, включая телевизионные программы, проведение экспертизы такой продукции. Журналистским сообществом законопроект был воспринят неоднозначно, поскольку разработчики предусмотрели немало санкций и ограничений для СМИ, не расписав при этом однозначность применяемых в законопроекте формулировок. Потому и были высказаны опасения, что нормы законопроекта вполне могут использованы для «расправы» с неугодными СМИ, а вовсе не для защиты детей.

 

Нельзя не  вспомнить и о законах, воспринимаемых в обществе преимущественно положительно. Так, буквально неделю назад сенат принял во втором и окончательном чтении поправки в законодательство по  вопросам  обеспечения  прав на  жилище  детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Этот закон достаточно долго «пробивали» не только представители неправительственных организаций, но и госорганы, отвечающие за права детей. Поскольку проблема с предоставлением детям-сиротам жилья – одна из самых острых (меньше 10% сирот получают обещанные государством квадратные метры), закон действительно стал долгожданным. Принципиальное отличие этого документа от других – в нем впервые предусмотрена ответственность чиновников, не выполняющих требования законодательства об обеспечении детей этой категории жильем.

 

Принял парламент и закон о государственной образовательной накопительной системе. Анализировать саму систему в действии пока еще рано, но идея накопления средств на учебу для детей на специальных депозитах, да еще и с государственной премией в целом не так уж и плоха.

 

Помимо собственно законопроектной деятельности, вторая сессия парламента пятого созыва запомнится и другими случаями. В частности – с уходом депутата из-за коррупционного скандала. Напомним, в октябре 2012 года член демократической партии «Ак жол» Аманжан Рыскали (брат экс-акима Атырауской области Бергея Рыскали, в отношении которого возбуждены уголовные дела) отказался от депутатского мандата «из морально-этических соображений и возникшего общественного резонанса». Ему на смену в мажилис пришел «акжоловец» Талгат Ергалиев. И буквально несколько дней назад партия «Ак жол» определила еще одного кандидата на вновь высвободившееся место депутата мажилиса – вместо Сагиятуллы Сарсенова, добровольно отказавшегося от депутатского мандата по неким семейным обстоятельствам, депутатом мажилиса станет Светлана Кадралиева.

 

 

Останется в истории мажилиса и случай с отказом в рассмотрении законопроекта из-за неподготовленности докладчика. Напомним, в опалу к мажилисменам попал вице-министр иностранных дел Самат Ордабаев, не сумевший кратко и по существу ответить на вопросы депутатов по проекту закона «О ратификации протокола о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 25 мая 1992 года». Впрочем, через неделю вице-министр вернулся, выучив «предмет обсуждения» - и законопроект был одобрен.    

 

В целом, за всю парламентскую сессию в парламентском портфеле находилось 129 законопроектов (28 перешло с первой сессии, 101 поступили уже во второй сессии). За это время 6 законопроектов было отозвано, 92 мажилис рассмотрел и передал в сенат, из них 12 сенаторы вновь вернули в мажилис – со своими поправками. 66 принятых парламентом законов уже подписаны президентом. (данные по состоянию на 21.06.2013, взяты с официального сайта мажилиса).

 

Свежее из этой рубрики