Четверть века на трибуне. 25 лет назад Назарбаев стал первым секретарем ЦК Компартии Казахстана

Маргарита Бочарова, Vласть

25 лет назад в биографии президента произошло историческое событие — 154 члена ЦК Компартии Казахстана доверили ему руководство страной. С тех пор выросло целое поколение, не помнящее о существовании Компартии, однако ассоциирующее власть в республике с Нурсултаном Назарбаевым.


«Время поиска, действий, обновления». Нет, это не название одного из ежегодных посланий президента республики Нурсултана Назарбаева. Это заглавие его выступления на XV пленуме ЦК Компартии Казахстана по случаю избрания первым секретарем. 22 июня 1989 года, впервые стоя на трибуне ЦК в должности первого руководителя страны, Назарбаев говорил: «Убежден, что КПСС — это единственная реальная сила, которая способна объединить весь народ, все общественные течения, направить их инициативу на улучшение нашей жизни. Партия — гарант необратимости перестройки».

История показала, что Компартия Советского Союза все-таки не смогла стать той политической силой, консолидировавшей вокруг себя многонациональный советский народ. Казахстан не стал исключением. Последнюю попытку исправить положение предпринял как раз Нурсултан Назарбаев, который «принял республиканскую парторганизацию в период, когда компартийная структура как стержень государственной власти начала утрачивать свою былую мощь». Именно такое мнение в своей книге «Казахстан и Назарбаев: логика перемен» высказывает бывший долгие годы советником президента Ермухамет Ертысбаев.

«Постоянно возникавшие новые проблемы отягощались грузом прежних просчетов», — писал сам глава государства в книге «Нурсултан Назарбаев: без правых и левых» о том времени, когда он оказался во главе партии. По его собственному признанию, он не искал виноватых, а сосредоточился на поиске решений. К слову, это именно то, чего от молодого Назарбаева ожидало Политбюро ЦК КПСС.

Чтобы выступить от имени Политбюро, на XV пленум ЦК Компартии Казахстана специально прибыл член Политбюро ЦК КПСС Виктор Чебриков. «Н.А.Назарбаев прошел большую школу здесь, в республике, отлично знает, что сделано, что нужно делать дальше, чтобы так же целеустремленно и последовательно углублять и развивать в республике перестройку», — отметил он в своей речи. Таким образом, центр категорично рекомендовал к избранию первым секретарем Компартии Казахстана товарища Назарбаева. Однако не только Политбюро ЦК КПСС поддерживало эту кандидатуру...

«На этот раз выяснили мнения всех народных депутатов СССР от Казахстана, областных руководителей, выслушали точки зрения представителей интеллигенции республики. Прямо на улицах проводили опрос простых людей», — рассказывает в своей книге Назарбаев. Известно, например, что на пленуме выступил ветеран-металлург из Темиртау, который «просто, по-рабочему» сказал: «С таким человеком легко и хорошо работать».

Профессор Махмуд Касымбеков в изданной под его руководством биографии президента подчеркивает, что «многие из участников пленума» придерживались одной точки зрения касательно кандидатуры Назарбаева: «пройдя серьезную жизненную школу, получив крепкую рабочую и политическую закалку, он стал настоящим лидером».

Положительных мнений о Назарбаеве на историческом пленуме действительно было большинство, подтверждает свидетель тех событий Серикболсын Абдильдин, который в то время был членом ЦК. Однако, по его признанию, нашлись и те, кто с трибуны пленума возражал.

К слову, этот высокий пост действительно мог достаться не только Назарбаеву. Кандидатов на эту должность было еще четверо: Еркин Ауельбеков, Закаш Камалиденов, Марат Мендыбаев и Махтай Сагдиев. По каждому из них в Москве имелось собственное мнение, рассказывает Абдильдин. Ауельбекова центр считал человеком жестким и не демократичным, Камалиденов был известен своей работой в КГБ Казахской ССР, Мендыбаев не принадлежал к числу представителей титульной нации, а Сагдиев был уж слишком возрастным претендентом на эту позицию.

Сам политик, ныне известный своей оппонирующей позицией правительственному курсу, признается, что в коридорах ЦК пропагандировал именно кандидатуру Назарбаева. И на то было несколько причин: во-первых, Назарбаев был самым молодым претендентом из всех представленных; во-вторых, в высшие эшелоны власти его привел Динмухамед Кунаев, пользовавшийся большим авторитетом; и в-третьих, после событий 1986 года стало понятно, что «для народа, для нации, для имиджа республики... лучше отсюда кого-то избрать, чем еще раз повторять ошибки Горбачева (о назначении на пост первого секретаря Геннадия Колбина — V)».

Абдильдин отмечает, что в преддверии пленума Назарбаев «очень крепко, хорошо работал с людьми, членами ЦК».

«Мне кажется, что именно на этом пленуме произошла консолидация кадров республиканской парторганизации. Получил я поддержку и тех, кого натравливали на меня еще год назад. Глубокую мою благодарность вызывает то, что в условиях полной свободы выбора эта поддержка была искренней», — описывает свои воспоминания о памятном пленуме Назарбаев.

Абдильдин в интервью Vласти также признается, что искренне верил в Назарбаева и отмечает, что на пленуме действительно «признаки демократического обсуждения были».

После обмена мнениями состоялось первое в истории пленумов ЦК закрытое тайное голосование, в котором приняли участие 158 членов. За кандидатуру Назарбаева проголосовали 154 человека, против — 4.

Выбор был сделан, и Нурсултан Назарбаев впервые стал полноправным руководителем Казахстана.

«Считаю, что для первого руководителя республики интересы народа должны быть превыше всего», — сказал глава государства в своей речи 25 лет назад. Слова, которые и спустя полвека, можно считать главным идеалом государственного управления.

Свежее из этой рубрики