Должностной расклад

Софья Пашкова, Астана, Vласть

Под занавес уходящего 2013-го года Vласть вспомнила, чем отличились в этом году ключевые персоны в топ-менеджменте страны, и оценила в процентах их перспективы на ближайший год.

Для нынешнего правительства год был не самым простым. На мировых рынках нестабильность продолжается, внутри страны завершается первый этап программы форсированного индустриально-инновационного развития, проводятся непопулярные социальные реформы.

Деятельность кабинета министров Серика Ахметова сопровождается весьма жесткой критикой, причем не только со стороны общественности и оппозиционных СМИ, критике работу правительства неоднократно подвергал и президент, и в весьма резкой форме. Это не раз давало повод кулуарным аналитикам прогнозировать отставку премьера.

За этот год коридорная молва с вероятностью в 150 из возможных 100 процентов отправляла Серика Ахметова в отставку не меньше пяти раз. Что само по себе не удивительно – с любым новым назначением в правительственных коридорах возникают слухи о грядущих переменах. Однако назначение Серика Ахметова изначально было воспринято как «временная замена» - до тех пор, пока не будет принято решение о новой, «более весомой» кандидатуре. Тем не менее, это временное назначение продлилось год, и, несмотря на все прогнозы и слухи, до конца 2013 года Ахметов свое кресло сохранил.

Из 8 премьер-министров Казахстана шестеро сохраняли это кресло в среднем примерно по 3 года. С 2002 года закономерность была нарушена – Имангали Тасмагамбетов продержался только 1,5 года, а Карим Масимов установил рекорд продолжительности руководства кабмином – почти 6 лет. Однако, исходя из сложившейся за 23 года традиции, можно предположить, что Серику Ахметову будут даны классические 3 года, и только форс-мажор, скорее всего, изменит диспозицию в правительстве.

Учитывая это, по мнению Vласти, вероятность изменения карьеры Ахметова в ближайший год можно оценить в не более чем 25%.

Тем не менее, замена правительства все же возможна. И подтверждением тому может служить ноябрьская отставка министра регионального развития Бакытжана Сагинтаева. Хотя его назначение на этот пост (в МРР сосредоточены три ключевых направления - регулирование земельного рынка, вопросы строительства и поддержка предпринимательства) было воспринято как знак особого доверия и подтверждение сложившейся у Сагинтаева репутации «хорошего хозяйственника».

Но уже к концу года, после негативной оценки работы министерства, прозвучавшей из уст президента страны, Сагинтаеву прочили опалу (правда, перед этим он долго фигурировал в списке наиболее вероятных кандидатов на пост нового премьера). Действительно, после памятного совещания у президента, где Нурсултан Назарбаев больше часа в весьма резких выражениях распекал правительство, пост министра Сагинтаев потерял. Однако пост первого вице-премьера сохранил, что означает – он по-прежнему «в обойме». Тем более, очень часто первые заместители становятся первыми руководителями.

На пост главы минрегионразвития пришел Болат Жамишев, занимавший до этого пост министра финансов. Неожиданная, на первый взгляд рокировка (Жамишев имеет репутацию грамотного финансиста), тем не менее, объяснима: нынешний глава МРР кроме несомненной финансовой грамотности имеет еще статус «крепкого государственника» и дотошного руководителя. Каждое предложение минфина министр мог обосновать с цифрами в руках, подробным экономическим анализом предпосылок и последствий. В сферах, входящих в ведение минрегионразвития, такая дотошность вряд ли помешает. Прогнозировать изменение карьеры в данном случае можно, скорее всего, только в сторону повышения.

По версии Vласти, вероятность смены поста в течение 2014 года у Болата Жамишеваменее 25%, учитывая недолгий срок и изрядный кредит доверия его профессионализму.

На пост министра финансов (и вице-премьера, курирующего вопросы экономики) переместился Бахыт Султанов, занимавший до этого должность заместителя руководителя Администрации президента. Можно сказать, что он – из той же «обоймы», что и вышеперечисленные вице-премьер и глава МРР. Грамотный экономист, хороший управленец, и, что немаловажно – за всю свою карьеру не фигурировавший в громких коррупционных или клановых скандалах. Султанов пользуется доверием президента, имеет репутацию сильного экономиста, а несколько лет назад, возглавляя министерство экономики и бюджетного планирования, начинал бюджетную реформу – с переходом на трехлетнее бюджетное планирование. Поскольку республиканский бюджет сосредоточен сегодня в министерстве финансов, назначение Султанова на пост главы этого ведомства вполне логично.

25% - во столько Vласть оценивает возможность замены Бахыта Султанова в ближайшие 12 месяцев.

Вопреки прогнозам, сохранил министерское кресло нынешний министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. Хотя казалось, что именно он повторит судьбу прежнего министра труда и социальной защиты Серика Абденова, покинувшего этот пост сразу после нашумевшего старта пенсионной реформы. Абденов, напомним, и вовсе стал анти-героем социальных сетей, в обществе его воспринимали преимущественно негативно – благодаря идее повышения пенсионного возраста женщин и сумбурным объяснением логики этой идеи «потому что».

Досаеву прочили такую же судьбу – после проведения налоговой реформы, предусматривающей повышение налогов на имущество физических лиц (недвижимость и транспорт). Налоговая реформа вызвала негативную реакцию в обществе, а министру «припомнили» все его прошлые «грехи» - и скандал с некачественной вакциной БЦЖ, и заражение детей ВИЧ-инфекцией в бытность его главой минздрава, и 42-е место в списке самых богатых людей Казахстана по версии «Forbes Kazakstan». Досаев оправдываться за свои капиталы не стал, а налоговая реформа прошла через парламент. Кулуарная молва все еще прочит министру скорую отставку, однако глава МЭБП, игнорируя слухи, продолжает работу – над новой концепцией социальной модернизации и продолжением налоговых реформ, которые начнутся уже в 2014 году.

Vласть оценивает вероятность отставки Досаева в не более чем 30%, учитывая, что в этой проблемной сфере пока не стоит распылять ответственность. Да и жесткий вертикальный менеджмент-стайл Досаева придает руководству страны уверенности и ощущения, что «там все под контролем».

Продолжением реформ вероятнее всего, объясняется и назначение Кайрата Келимбетова на пост главы Национального банка вместо, казалось, бессменного Григория Марченко. Именно в управлении Нацбанка будет находиться Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ). Нельзя сказать, что Марченко с управлением ЕНПФ справился бы хуже, чем Келимбетов. Однако у последнего менее одиозная репутация, чем у Григория Марченко, чья фигура именно в связи с пенсионной реформой, даже несмотря на все предоставляемые расчеты и финансовые аргументы, воспринималась в большинстве случаев крайне негативно.

У Келимбетова, Досаева, Султанова уже есть опыт проведения реформ – в начале «нулевых» именно эта связка министров финансово-экономического блока проводила через парламент блок экономических реформ, также вызывавших неоднозначное восприятие у граждан страны, и, тем не менее, успешно проведенных (по крайней мере на концептуальном и законодательном уровнях). И весьма вероятно, что последние кадровые назначения объяснимы, в том числе, и предстоящими реформами – социальными и налоговыми. Нынешние первые руководители принимали непосредственное участие в разработке этих реформ, и вполне логично, что им и придется их воплощать в жизнь.

У Келимбетова вполне ясная миссия на новом посту – перевести Нацбанк в Астану, запустить ЕНПФ и др. Кроме того на предыдущих постах он работал, как правило, не менее 2 лет. Поэтому ожидать карьерных изменений Кайрата Келимбетова в течение 2014 года Vласть рекомендует максимум с 15% вероятностью.

Один из ближайших претендентов на отставку, по версии «кулуарной Астаны» - вице-премьер – министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев. Впрочем, отставку ему прочат уже не первый год, равно как и его же «завтрашнее» повышение до поста премьера. Однако все эти разговоры пока остаются лишь досужими рассуждениями. Кардинально же ситуация может измениться в начале 2014-го, когда будут подводиться итоги прошлого года. У мининдустрии же будут и итоги реализации первой пятилетки ПФИИР, которые далеки от идеальных.

С учетом достаточно частой смены работы в последние годы, резкий карьерный взлет, сложность задач и неоднозначность результатов, вероятность отставки или смены кресла Асета Исекешева Vласть оценивает в 50%.

Неоднозначна ситуация и у Нурлана Каппарова, возглавляющего сейчас министерство окружающей среды и водных ресурсов. Расширившиеся полномочия министерства дали повод для «перебора» кандидатов на этот пост. Но к самому Каппарову особых претензий вслух не высказывалось; кроме того, он – один из проводников «зеленой экономики». Не исключено, что в ближайшем будущем Каппаров все же сменит должность – например, станет вице-премьером по вопросам ЭКСПО-2017, однако пока что само появление такой должности в правительстве – лишь слухи.

Версия Vласти – 40% вероятности смены работы.

Самое неоднозначное же сейчас положение у министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова. С одной стороны, глава минсельхоза (также регулярно отправляемый в отставку кулуарной молвой) начал серьезную аграрную реформу. А разработанная под его руководством программа «Агробизнес 2020» нашла поддержку не только среди членов правительства, но и среди представителей аграрного бизнеса.

С другой же стороны, минсельхоз регулярно сотрясают коррупционные скандалы, а буквально на днях был задержан за взятку вице-министр Муслим Умирьяев. Сам же Асылжан Мамытбеков неоднократно публично обещал, что если его подчиненные будут уличены в коррупции, он сам подаст в отставку. Поэтому министр нынче оказался в весьма сложном положении: обещание звучало, и его необходимо выполнять. Но и проведение реформ в отрасли, им же и инициированных, не менее важно.

Вероятность замены главы МСХ в ближайшие 12 месяцев Vласть оценивает в 75%.

Сегодня вся официальная Астана – в ожидании. Сразу после праздников все государственные органы начнут подводить итоги ушедшего года. Традиционно все министерства отчитываются перед главой правительства, а затем уже правительство отчитывается перед президентом. И, с учетом высказываемой главой государства критикой в адрес работы отдельных членов кабмина, как минимум ряд отставок сегодня кажется неминуемым.

Свежее из этой рубрики