Мажилис в среду рассмотрел поправки в закон о госслужбе. Депутаты не ограничились только поддержкой представленного в парламенте главой агентства по делам государственной службы Алихана Байменова, но сделали и несколько предложений по наведению порядка в госслужбе.
Софья Пашкова, Астана, Vласть
Мажилис в среду рассмотрел поправки в закон о госслужбе. Депутаты не ограничились только поддержкой представленного в парламенте главой агентства по делам государственной службы Алихана Байменова, но сделали и несколько предложений по наведению порядка в госслужбе.
Предложенный правительством законопроект, по словам Байменова, направлен на обеспечение отбора наиболее достойных кадров, их профессионального и карьерного продвижения на основании признания личных заслуг. Вносимыми изменениями предлагается внедрить в законодательство нормы по формированию целостной системы управления персоналом государственной службы, повышению эффективности кадровой работы, совершенствованию процедур отбора и продвижения административных государственных служащих, внедрению оценки деятельности госслужащих. Предложено и ввести институт наставничества - для обеспечения преемственности в работе государственных органов и адаптации новых сотрудников.
Депутатов же заинтересовало другое. Так, Дарига Назарбаева, не скрывая скептицизма, процитировала самого Алихана Байменова в части продвижения по карьерной лестнице по родовому признаку, и язвительно поинтересовалась: «Вы сами в это верите? И какие такие должны быть механизмы, чтобы эти наши традиционные механизмы продвижения по службе просто ликвидировать?».
«По принципу родства - ну я лично верю, - не смутившись, признался Байменов. - Я имею возможность сравнить, через 11 лет вернувшись в качестве руководителя агентства по делам госслужбы, что в целом ряд негативных явлений сильно снизился в результате принятия действующего закона. В частности, сменяемость при смене руководителей снизилась где-то в 3 раза. И сейчас руководители при ограниченности человеческих ресурсов, конечно в большей степени, чем в середине 90-х, заинтересованы, чтобы у них работали квалифицированные кадры. Мы сами на себе испытываем нехватку человеческих ресурсов, потому что было неоднократное сокращение численности госорганов. И эффективные кадровые ресурсы помогают руководителю эффективно реализовать поставленные перед ним задачи».
Мажилисмен Рауан Шаекин предложил главе агентства по делам госслужбы пойти дальше – законодательно запретить госслужащим иметь двойное гражданство (а подобные случаи уже выявлялись), и предложил последовать примеру соседей, запретивших чиновникам владеть недвижимостью и другими активами за рубежом:
«Вопрос вида на жительства членов семьи, покупки недвижимости за пределами близких своих родственников. Является ли это, как вы считаете, для государственного служащего, юридическим языком говоря, отягчающим обстоятельством. И вследствие этого - лишения права занимать государственную должность. То есть, как должны к ним относится? Насколько это состыковывается с патриотизмом, этикой, которые вы прописываете», - уточнил депутат.
В части двойного гражданства для Алихана Байменова ответ был «очевиден» - казахстанское законодательство запрещает иметь двойное гражданство. Впрочем, он заметил, что в этом вопросе проблема есть, но она заключается в обмене информацией между уполномоченными государственными органами. «Не все страны предоставляют своевременно информацию о том, какие наши граждане получили их гражданство, потому что в ряде стран по их конституции допускается двойное гражданство. И не все уполномоченные органы идут на подписание соглашения по этому вопросу с нашим МВД», - пояснил он, добавив, что сам сталкивался «с этой проблемой, будучи председателем комиссии по гражданству при президенте»
.
А вот вопрос о членах семьи и зарубежной недвижимости Байменова, судя по всему, поставил в тупик: «Что касается вида на жительства членов семьи либо покупки недвижимости…, мне кажется это вопрос более широкого концептуального характера, связанный с правами, с ограничением прав и свобод граждан… Я полагаю, что это можно было бы рассматривать в другом контексте. Не в рамках этого закона. Хотя я согласен с вами, что прозрачность в этом вопросе должна быть. Мы, наверное, в первую очередь должны добиться того, чтобы.. как уже поставил задачу глава государства… добиться прозрачности доходов и расходов государственных служащих, прозрачности наличия у них собственности и так далее. И в рамках этой работы, наверное, будем получать дополнительную информацию».