Клятва бюрократа
На прошлой неделе были утверждены правила, определяющие порядок проведения тестирования госслужащих, стартовал набор претендентов на вакантные позиции госслужбы. Не секрет, что кроме знания государственного языка, основ национального законодательства и наличия логического мышления, соискатели должны обладать кое-какими морально-нравственными характеристиками. Vласть решила изучить кодексы этики сотрудников различных государственных органов и выяснить, какой из них наиболее полно отражает специфику госслужбы.

 

 

Маргарита Бочарова, Vласть

 

На прошлой неделе  были утверждены правила, определяющие порядок проведения тестирования госслужащих, стартовал набор претендентов на вакантные позиции госслужбы. Не секрет, что кроме знания государственного языка, основ национального законодательства и наличия логического мышления, соискатели должны обладать кое-какими морально-нравственными характеристиками. Vласть решила изучить кодексы этики сотрудников различных государственных органов и выяснить, какой из них наиболее полно отражает специфику госслужбы.

 

Для начала следует отметить, что многочисленные правила и кодексы чести государственных служащих, в разное время принятые в Казахстане, направлены, в первую очередь, на искоренение коррупции в рядах представителей исполнительной власти. Поэтому в данном контексте совершенно неудивительно, что президент Нурсултан Назарбаев озвучил восемь основополагающих этических норм государственного служащего на антикоррупционном форуме партии «Нур-Отан» в 2008 году.

 

В ходе своего выступления глава государства призвал чиновников «не путать государственные средства с собственным карманом» и не бояться вопроса: «На что живешь?». Назарбаев ясно дал понять, что общество не одобрит обнародования снимков «вилл, высоких заборов вокруг них и дорогих иномарок», принадлежащих госслужащему. Кроме этого, президент многозначительно напомнил чиновникам о том, что прежде чем вступать в руководящую должность, они сами должны «научиться подчиняться».

 

Надо сказать, такая откровенная риторика совсем не присуща кодексам этики госслужащих, действующим в республике. Тем не менее, практически в каждом из них присутствуют положения, красноречиво характеризующие особенности работы тех органов исполнительной власти, для сотрудников которых и были разработаны соответствующие кодексы.

 

Сотрудникам отечественных налоговых органов, например, кодекс предписывает «эффективно использовать рабочее время для производительного труда» и «уклоняться от присвоения чужих идей и инициативы». Руководители же налоговых органов обязаны не только вовлечь своих подчиненных в процесс совершенствования налогового администрирования, но и «не воспринимать агрессивно» критику с их стороны. В заключительном положении документа налоговику в очередной раз советуют не забывать, что «его поведение может подвергаться публичному обсуждению в коллективе» - как будто эта сугубо воспитательная мера является наиболее эффективной в процессе личностного развития госслужащего.

 

Работникам счетного комитета, контролирующего исполнение государственного бюджета, напротив, кодекс профессиональной этики велит «быть свободным» от влияния общественного мнения. Оказалось, что для морально-психологического климата коллектива счетного комитета наиболее опасными являются «выпячивание либо преувеличение своей значимости и профессионализма, лесть и лицемерие». Вместе с тем, сотрудникам этого ведомства настоятельно рекомендуется «воздерживаться от застолий, недопустимых знаков внимания, излишеств на рабочем месте, приема подарков или подношений». Отношения с «объектом контроля», согласно кодексу, должны строиться исключительно на принципах общечеловеческой морали и этики.

 

Сотрудникам органов внутренних дел воздерживаться от застолий не предлагают, однако предостерегают от участия «в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе лицами». В контексте недавно разгоревшейся дискуссии по поводу наделения полицейских правом стрельбы без предупреждения в кодексе подчеркивается необходимость в таких ситуациях «сохранять выдержку и самообладание» - «при этом действия сотрудника должны быть понятны для окружающих», оговаривают составители документа. Утверждать в обществе «уверенность в справедливость» также вменяется в обязанность полицейского.

 

Отечественные служители Фемиды вне своей непосредственной работы обязаны вести себя так, чтобы их порядочность и честность не вызывала ни в ком из нас ровно никаких сомнений. Во избежание возникновения сомнений в высоких духовных качествах казахстанских судей, им попросту рекомендуется свести на нет посещения компрометирующих их репутацию мест (к сожалению, каких именно, в кодексе не поясняется). Еще одним немаловажным пунктом в этическом кодексе судей является их обязанность «принимать разумные меры в целях получения информации о материальных интересах членов своей семьи». Вероятно, за этой громоздкой формулировкой скрыт элементарный призыв к сохранению независимости судей.

 

Сотрудникам прокуратуры, чья основная функцию заключается в надзоре за законностью, закономерным образом вменяется в обязанность пресечение «фактов нарушения норм служебной этики со стороны коллег и иных государственных служащих». Кодекс чести работников прокуратуры также предписывает им всячески избегать «любых личных связей», которые каким-то образом могут опорочить высокое звание государственного служащего. Если бы все сотрудники прокуратуры в своей внеслужебной деятельности следовали положениям собственного профессионального кодекса, то мы бы имели дело с поистине скромными людьми, которые никоим образом не пытаются подчеркнуть или использовать свое служебное положение.

 

«Ничто не подрывает авторитет профессии таможенника, как взяточничество, чванство и невежество», - именно такие формулировки можно найти в Кодеке чести должностного лица таможенных органов Казахстана. Авторы этого кодекса, должно быть, с большой ответственностью подошли к вопросу морального облика казахстанского таможенника, чьей «визитной карточкой», по их мнению, должна быть подлинная скромность. Кроме этого, в кодексе для сотрудников таможни продублирована прописная истина о том, что по их «поведению, манерам и привычкам, внешнему виду и интеллекту люди судят не только о таможенной службе, но и в целом о республике».

 

 

Заботы о республике также возложены на сотрудников органов национальной безопасности, которые тоже утвердили собственный профессиональный кодекс чести. Авторы документа, очевидно, не обделены  литературными способностями, так как в кодексе используют художественно-метафорические формулировки, коими призывают работников органов национальной безопасности «оберегать невинных от беззакония и обмана, слабых – от запугивания, мирных – от насилия и беспорядка». Кроме этого, необходимую защиту следует обеспечить и «культурному наследию общества», отмечается в кодексе. Одной из его особенностей также является то, что среди первых пунктов упомянута обязанность сотрудников органов национальной безопасности «находить взаимопонимание с сотрудниками других служб».

 

Самыми выделяющимися на общем фоне являются правила этики сотрудников дорожной полиции органов внутренних дел, составленные с предельной детализацией и некоторыми философскими вкраплениями. К примеру, дорожные полицейские обязаны не только знать профессиональную этику и ее границы, но и уметь осознать ее «диалектическое единство», ведь именно диалектичность является одним из «критериев этического мышления». Остальные этические правила и нормы прописаны предельно доступно: «Разговаривая, не следует гримасничать и жестикулировать», «Пальцы по возможности держатся вместе», «Нужно остерегаться вздохов и зевков, выражающих скуку».

 

Составители кодекса для сотрудников органов по чрезвычайным ситуациям подобные рекомендации в документ включать не стали и практически продублировали нормы действующего в республике кодекса чести государственных служащих. Помимо базовых этических посылов, документ содержит положение, согласно которому сотрудникам министерства по чрезвычайным ситуациям следует помнить, что общие усилия и результаты работы «могут быть ослаблены или сведены на нет бездействием, аморальным поступком, трусостью и малодушием даже одного нерадивого сотрудника».

 

Со всеми основаниями можно полагать, что действия «нерадивого сотрудника» любого из государственных органов могут нанести не только материальный, но и значительный моральный урон всему казахстанскому обществу. В этой связи остается лишь надеяться на то, что формальные требования к кандидатам на государственные посты не сильно перевесят интерес государства к их личным морально-этическим качествам. 

Свежее из этой рубрики