Кто дает советы казахстанскому правительству?

Маргарита Бочарова, Vласть

Редкий казахстанский чиновник хоть раз в своей жизни не произносил слова о необходимости привлечения общества к процессу государственного управления. В результате отечественные госорганы плодят всевозможные консультативные советы, большинство членов которых работает в этих самых органах.


О существовании и составе консультативно-совещательных советов при государственных органах Казахстана узнать едва ли не сложнее, чем стать обладателем государственного секрета. Служба центральных коммуникаций при президенте взяла на себя смелость собрать у себя на сайте информацию о как можно большем количестве общественных советов. Vласть решила использовать данные о 12 таких советах, чтобы выяснить, кто именно в них заседает.

Консультативный совет обнаружился при комитете таможенного контроля министерства финансов, общественные советы числятся при министерстве здравоохранения, Генеральной прокуратуре, министерстве внутренних дел, министерстве по чрезвычайным ситуациям, министерстве охраны окружающей среды, агентстве по делам спорта и физической культуры. Эксперты заседают в совете при уполномоченном по правам человека, совете по вопросам совершенствования государственной службы и др.

В 12 общественных советах при всех рассматриваемых государственных органах работают 274 человека (персона, являющаяся членом сразу нескольких советов, в расчет бралась лишь один раз). В самом многочисленном из этой дюжины заседают аж 55 человек, в самом малочисленном — всего 11. При этом первый курирует связи с общественностью в области образования, а второй — вопросы предпринимательства в сфере физической культуры и спорта.

Общественные советы в Казахстане, в отличие от российских, могут смело похвастаться должной представленностью в них женщин. В то время как в России доля женщин, участвующих в работе советов, составляет 18%, в советах при отечественных госорганах доля представительниц прекрасного пола достигает 32%.

Это означает, что на каждых двух мужчин в совете приходится, как минимум, одна женщина. Однако в действительности так дела обстоят, к примеру, только в советах при министерстве здравоохранения и министерстве охраны окружающей среды. Труднее всего женщинам пробиться в общественный совет при министерстве внутренних дел — пока это удалось только Жемис Турмагамбетовой, исполнительному директору общественного фонда «Хартия за права человека».

81% членов общественных советов занимают руководящие должности — их позиции варьируются от председателей агентств и министров до начальников отделов и вице-министров. 9,5% членов общественных советов являются простыми исполнителями: главными специалистами, экспертами или координаторами. Еще 8% представлены депутатами мажилиса или сената. Особую немногочисленную категорию составляют советники высших руководителей.

Однако, пожалуй, самым интересным (а вместе с тем и абсурдным) фактом является то, что 35% членов общественных советов в Казахстане являются сотрудниками различных государственных органов. Именно чиновники составляют ядро любого консультативного или экспертного совета, целью которого является совершенствование деятельности того или иного госоргана посредством вовлечения, в первую очередь, представителей гражданского общества и предпринимателей. Еще более примечательно, что в республике функционирует, как минимум, один совет, куда не входит ни один представитель общественности — это совет по вопросам государственной статистики. Выработкой для государственных органов рекомендаций по совершенствованию государственной статистики, если верить опубликованному на сайте СЦК списку, занимаются исключительно руководители отечественных министерств.

Непосредственно общественной деятельностью занимаются лишь 14% членов тех 12 советов, информация о которых оказалась наиболее доступной. Чуть менее внушительно представлен в советах и отечественный бизнес — различные бизнес-ассоциации и национальная палата предпринимателей. Представители сферы образования и науки, судя по их доле в составе советов, также могут оказать существенное влияние на принятие решений. Эти три группы в общей сложности составляют 38% членов общественных советов и, лишь объединившись, смогут составить реальную конкуренцию представителям государственных органов.

Кроме этого, в общественных советах с удовольствием заседают депутаты парламента, главные редакторы и журналисты казахстанских масс-медиа, правозащитники и представители международных организаций, представители политических партий (главным образом, «Нур Отана»), деятели профсоюзного движения и молодежные лидеры. Изредка место в общественных советах достается и просто уважаемым в Казахстане людям — спортсменам, деятелям искусства, писателям и даже духовным лидерам.

Тем не менее, приходится констатировать, что типичным представителем общественных советов в Казахстане является высокопоставленный чиновник-мужчина, чьи повседневные заботы настолько обширны, что обеспечивать нормальную работу совета, наверняка, уже давно стало для него делом второстепенным.

Свежее из этой рубрики