Минское право

Дмитрий Мазоренко, Vласть

На прошедшем в четверг заседании Высшего евразийского экономического совета, Назарбаев впервые в присутствии Путина рассказал о проблемах в Таможенном союзе, попросил, чтобы правила для всех членов были едины, и обозначил приоритетные направления работы ТС. Эксперты оценили эти действия как логичные и правильные.

В заседании в том числе, участвовали и президенты России и Белоруссии. В ходе заседания Назарбаев сделал ряд важных заявлений о существовании барьеров в ТС, о роспуске Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) и сделать основным приоритетом создание Евразийского союза (ЕАС).

К слову, все заявления были конструктивны. К примеру – барьеры в ТС. Уже давно представители бизнес-сообщества Казахстана говорят об их пагубном влияние на деятельность отечественных предпринимателей. Заметна тенденция уменьшения экспорта и увеличения российского импорта, более того, были реализованы не все экономические проекты, которые были заявлены на стадии формирования ТС.

Вопрос роспуска ЕврАзЭс также ждал своего решения уже давно. Эксперты неоднократно говорили, что создание ТС сделало эту структуру фиктивной, а начало формирования ЕАС и вовсе перечеркнет её значимость.

Vласть опросила экспертов о том, как они оценивают вчерашние заявления Назарбаева.

Политолог Досым Сатпаев считает, что в выступлении президента было противоречие: «C одной стороны он заявил, что не стоит сейчас принимать новые правила игры в рамках ТС, пока старые не будут эффективно реализованы. То есть он сделал акцент, что ТС не смог реализовать тот потенциал, на который все рассчитывали. В то же самое время было сделано заявление, что ТС стоит расширить за счет других государств, в частности Турции и Сирии. В отношении Турции есть один интересный момент. Сейчас она активно пытается усилить свое геополитическое влияние, именно как самостоятельный игрок. То есть, сейчас она пытается выйти на уровень субрегиональной державы, активно пытается усилить позиции на постсоветском пространстве, особенно среди тюркоязычных стран. Несколько лет назад я был на одной конференции в Анкаре, где как раз обсуждался геополитический вопрос. И некоторые турецкие эксперты заявляли, что в свое время Турция сделала большую ошибку, когда в 90-х года сменила свои приоритеты. Тогда она пыталась укрепить позиции в Центральной Азии, но потом полностью переориентировалась на вступление в Европейский Союз, куда её не приняли.

Но сейчас она вновь пытается вернуться на постсоветское пространство и столкнулась с тем, что на это пространстве усиливают свои позиции другие государства – Россия и Китай. И сейчас мы наблюдаем вторую попытку Турции усилить влияние на постсоветском пространстве и в Центральной Азии, через объединение тюркоязычных стран. Более того, были сделаны заявления во время проведения саммита тюркоязычных государств о необходимости создания единой экономической зоны и даже своеобразного аналога таможенного союза во главе с Турцией. И здесь возникает интересный вопрос – готова ли Турция войти в союз, где первой скрипкой пока пытается выступать Россия. И на этот вопрос четкого ответа пока нет. Поэтому я все-таки не исключаю, что у Турции собственные виды и планы, связанные с какими-то экономическими проектами на постсоветском пространстве, и вряд ли Анкара захочет плясать под дудку Москвы.

Вчера Назарбаев впервые довольно жестко критиковал позицию России в Таможенном союзе, но это не экспромт. Если внимательно почитать официальные заявления членов правительства и многих экономистов, связанных с властью, то можно увидеть, что в течение года звучало большое количество критических замечаний. Где-то эти замечания звучали жестко, где-то в более мягкой форме. Стоит отметить, что во время встречи официальных представителей с президентом Лукашенко, и на встрече непосредственно Назарбаева с Лукашенко, они уже озвучивали похожие претензии. Заявляли о том, что нужно что-то пересмотреть и внести определенные изменения в эти правила игры. Выходит, что нынешние претензии имели фундамент из определенных расчетов и определенного мнения бизнес сообщества. Я думаю, что сейчас Казахстан и Беларусь попытаются создать некий дуэт в попытках пролоббировать свои интересы в рамках ТС.

Нужно исходить из того, что активный сторонник расширения таможенного союза – это Россия. То есть, она активно лоббировала вхождение Армении в ТС, поддерживала желание Кыргызстана и Таджикистана. Но нужно иметь ввиду, что в самом Кыргызстане есть немало противников вхождения в Таможенный союз. Сторонники считают, что участие Кырзыгстана улучшит экономическое положение, а противники говорят о том, что смысла торопиться нет. Потому что после вхождения России во Всемирную торговую организацию, и вхождения туда Казахстана, этим странам так и так придется поменять определенные экономические правила игры в пользу Кыргызстана. При этом нужно отметить, что Казахстан уже заявлял о необходимости введения определенных экономических критериев для новых членов ТС. Среди них – определенный потолок внешнего долга у государства, определенный уровень дефицита бюджета. Это то, что Европейский союз пытается внести сейчас. Но мы видим, что об этих критериях уже забыли. Если бы они были введены, то тогда бы ни Кыргызстан, ни Таджикистан не могли бы претендовать на включение в Таможенный союз, поскольку их экономические параметры не подходили бы под эти требования. Я лично считаю, что эти требования важны и необходимы. И, еще раз повторю, вхождение Кыргызстана и Таджикистана в ТС пока еще не совсем экономически просчитано, поскольку эти страны будут требовать очень больших финансовых инвестиций.

Относительно ЕврАзЭс Назарбаев ничего нового не сказал. Он в свое время заявлял, что ТС формировался на базе ЕврАзЭс. Туда входит гораздо больше государств, чем в ТС. Также он заявлял, что в перспективе ТС и уже Евразийский экономический союз должен заменить собой ЕврАзЭс. Фактически он обозначил необходимость ликвидации ЕврАзЭс, как структуры, которая дублирует работу ТС. Но здесь есть определенно отличие, поскольку в ЕврАзЭс входит гораздо больше стран, нежели в ТС. И понятно, что Россия заинтересована, чтобы у неё было несколько инструментов политического влияния. Первый из них - это ОДКБ, второй – ТС, третий – ЕврАзЭс, с помощью которого Россия имеет возможность воздействовать на государства, которые пока не входят в Таможенный союз».

Александр Князев, эксперт по ЦА и странам Среднего Востока рассказал, что предложение по ЕврАзЭс было достаточно конструктивным: «Насколько я понимаю по сообщениям, оно было нормально воспринято и Путиным, и Лукашенко. Для этих трех стран ЕврАзЭс - дублирующая структура, потерявшая свою значимость с созданием ТС. Со странами входящими в ЕврАзЭс, но не входящими в ТС можно работать отдельно, поскольку для Белоруссии, Казахстана и России условия экономического взаимодействия изменились уже, они в любом случае со странами, не входящими в ТС они должны свои действия согласовывать, в частности как это было с Индией. Поэтому ЕврАзЭс для Белоруссии, России и Казахстана структура на самом деле не нужная. Там есть моменты, от которых нужно избавляться или плавно адаптировать к условиям таможенного союза, поэтому Путин предложил это (ликвидацию ЕврАзЭс - V) делать постепенно.

Таможенный союз – это не изобретение России, Казахстана и Белоруссии. Это инструмент протекционизма, призванный защищать собственного производителя и собственную экономику. В истории подобных аналогов множество, поэтому не может быть членов ТС с какими-то особыми условиями. Я так понимаю, что в первую очередь речь идет о Кыргызстане, который настаивает на своем вступлении в ТС с определенными преференциями, льготами и сохранением особых условий для китайского реэкспорта и т.д. Принятие в ТС подобного участника автоматически уничтожает ТС. Поэтому Назарбаев очень четко вчера дал понять, что правила должны быть едины для всех а если страна не готова к этому, нужно подождать.

Что касается Турции (вступления Турции в ТС - V), я не думаю, что это предложение было серьезным. Я думаю, что скорее это нужно отнести к риторике, когда речь идет о достаточно жесткой структуре с едиными правилами, тогда разговоры о принятии в ТС Сирии, Вьетнама, о какой-то зоне свободной торговли с Индией, о принятии Кыргызстана или Таджикистана – это выглядит абсурдом. И я не исключаю, чтобы подчеркнуть абсурдность этих обсуждений, он обмолвился о Турции. Тс пока еще не до конца состоялся в составе тройки. Нужно пройти точку возврата, а она пока не пройдена.

Я думаю, что говорить об изменениях отношений между Казахстаном и Россией, оснований пока нет. Скорее всего, это произошло именно сейчас из-за того, что просто накопилось. Те недостатки и противоречия, которые возникают в любом процессе, а ТС – это процесс, они накопились и были высказаны публично. Если в масштабе России возникающие противоречия не заметны и не принципиальны, то Казахстане, как страна меньшая по масштабам, воспринимает эти недостатки и противоречия более болезненно. И рано или поздно, Назарбаев должен был об этом сказать. Вероятно, противоречий уже накопилось достаточно много. И то, что он высказал их публично – подчеркивает остроту. И я думаю, что руководство России обязано очень внимательно к этому отнестись, рассмотреть какой-то комплекс мер, изменения тех или иных условий во взаимоотношениях внутри ТС, чтобы эти недовольства были сняты и процесс позитивно развивался дальше».

Аналитик Марат Шибутов уверен, что предложению включить Турцию в состав ТС серьезно относиться не стоит: «Это такой дипломатичный упрек России за постоянные попытки расширить ТС за счет стран, которые туда войти по объективным причинам не готовы. Это означает, что Беларусь и Казахстан просят Россию сначала решить проблемы в действующем составе участников, довести интеграцию до логического конца и только потом уже присоединять новых членов.

Назарбаев жестко высказался в отношении Российской стороны, потому что надоело. К примеру, казахстанские производители алкоголя жалуются на российские и белорусские барьеры уже несколько лет. И еще куча противоречий, которые накопились и никак российской стороной не решаются. А вместо этого идет агитация других стран в угоду политическим амбициям руководства России.

Армения и Кыргызстан не возьмут в ТС. Им быстро сделают дорожные карты, которые они должны будут выполнить. Но шансы на это минимальные.

Шаг в отношении ликвидации ЕврАзЭс и переходе к созданию Евразийского союза - продуманный. Как только был создан Таможенный союз СНГ, ЕврАзЭС нужно было тут же распустить или ликвидировать, так как их политика вступает в противоречия с идеологией ТС».

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые