Открытые данные в Казахстане: почтовые отделения, банкоматы и автобусные остановки

Маргарита Бочарова, Vласть

Концепция открытых данных уже давно прижилась в США, Канаде, Франции, Великобритании и других развитых странах мира. В Казахстане идеей открытого общества пока прониклись немногие - информацией с казахстанцами решили поделиться лишь банки второго уровня, «Казпочта» и столичный акимат.

В канун Нового года правительство сделало казахстанцам «маленький подарок», который ввиду его небольших размеров, вероятно, мало кто заметил - наконец, была запущена beta-версия государственного портала открытых данных. Если быть точнее и судить по аудитории портала в социальных сетях, пока внимание на проект обратили всего 174 человека. Между тем, концепция открытых данных уже давно чрезвычайно популярна в самых развитых странах мира, в число которых Казахстан так отчаянно пытается попасть.

В основе концепции лежит идея о том, что определенные данные должны находиться в свободном доступе, не будучи ограниченными авторскими правами или другими интеллектуальными механизмами. Эта идея, к слову, приобрела свою популярность в конце 2000-х годов благодаря инициативе правительств некоторых стран, запустивших собственные порталы открытых данных. Сторонники концепции открытых данных убеждены, что беспрепятственный доступ к информации является общественным благом.

Создатели отечественного портала открытых данных своей основной задачей считают «предоставление общественности возможности участвовать в управлении государством посредством использования данных и создания на их основе приложений, проводить всесторонние анализы и исследования».

Спустя месяц работы портала Vласть решила проанализировать выложенные на нем материалы, чтобы выяснить, насколько они действительно способны «укрепить электронную демократию».

Абсолютным рекордсменом по количеству предоставленных порталу данных стал акимат Астаны. Жители столицы смогут почерпнуть на портале самую разнообразную информацию - начиная от расположения городских автобусных остановок до уровня квалификации педагогов столичных школ.

Часть данных любезно предоставлена сайту городским управлением культуры, которое поделилось информацией о четырех выставочных залах города, 24 библиотеках, шести домах культуры, шести кинотеатрах, трех концертных организациях, семи музеях и семи театрах. Кроме этого, сотрудники управления представили информацию о 46 объектах культурного наследия, расположенных в столице и ее окрестностях. Оказалось, семь из них были возведены уже после обретения Казахстаном независимости, и среди них, к слову, значится «монументальное сооружение «Астана-Бәйтерек».

Управление образования справочной информацией решило не ограничиваться, предоставив другие полезные данные кроме количества государственных и частных школ и детских садов. Столичные чиновники от образования, например, решили обнародовать рейтинг государственных школ по итогам 2012-2013 годов. Недостатком в данном случае является лишь отсутствие к нему всяческих пояснений, и разобраться в том, что означает «№3 школа-гимназия - 60.6 - 91.15 - 2 из 3» едва ли представляется возможным.

Лаконичная информация о проверках столичных школ санитарно-эпидемиологической службой тоже особой пользы любопытствующим не принесет - номера трех конкретных школ указаны лишь в случае, когда учебные заведения не устранили загадочные «замечания по финансированию». За документами под названием «Уровень квалификации педагогов» скрывается список школ города с указанием типа, языка обучения и некоторых других особенностей обучения, смысл расположенных ниже пяти цифр, однако, также нигде не поясняется.

Столичное управление здравоохранения решило не обременять граждан лишней информацией и предоставило порталу лишь список 31 объекта здравоохранения со всеми возможными контактными данными. Самым интересным из того, что сообщило гражданам управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, пожалуй, стал документ под названием «Запланированные ремонтные работы на дорогах и улицах города Астаны». Загрузив его, можно ознакомиться со списком из 26 участков городских дорог, на которых будут проходить ремонтные работы - правда, в какой именно промежуток времени, в документе не указано.

Кроме этого, столичное управление предоставило данные о расположении парковок такси, 956 автобусных остановок и об автобусных маршрутах всех функционирующих в городе автобусных парков и частных транспортных компаний. Недостаток представленной информации заключается лишь в форме ее подачи, которая не оставляет никакой надежды до конца понять смысл всех указанных цифровых данных. Создатели портала по какой-то причине решили, что самым удобным форматом представления информации является мало популярный XML.

Данные, представленные 12 банками второго уровня, тоже в большей степени будут полезны только жителям столицы. Финансовые учреждения в общей сложности представили порталу контактную информацию о головном отделении и филиалах банка, его операционных отделениях и банкоматах, банковских киосках и в некоторых случаях о дочерних банках. С бытовой точки зрения полезно хотя бы то, что в отношении банкоматов указан режим работы. В остальном же все данные, наверняка, без особого труда можно найти на сайте любого из представленных банков.

Ровно то же самое можно сказать и о данных, представленных порталу «Казпочтой». Зайдя на сайт, граждане смогут обнаружить внушительное количество документов со списками городских и сельских отделений почтовой связи в каждом регионе Казахстана. Однако посетив сайт самого акционерного общества, те же казахстанцы могут воспользоваться специальной геоинформационной системой, которая содержит аналогичные данные, однако нанесенные на карту и поэтому намного более удобные для использования.

Таким образом, на настоящий момент в свободном доступе на портале находятся 103 файла, большая часть информации из которых пригодится разве что для записных книжек астанчан. В ответ на упреки, что информация на портале пока по сути бесполезна, создатели проявляют непоколебимый оптимизм, как мантру повторяя, что «со временем будут публиковаться новые данные», что «работают для людей». Ввиду всего вышесказанного, вероятно, единственным возможным путем развития портала является интеграция всех функционирующих на сегодняшний день государственных информационных систем в едином сервисе - таком как data.gov.kz.

Свежее из этой рубрики