Приоритеты социальной политики: поддержать нельзя помочь

Маргарита Бочарова, Vласть

«Развитие государственной системы будет осуществляться в рамках программы помощи населению», - эту фразу не встретишь ни в одном выступлении на высшем уровне, однако именно она, как показал анализ Vласти, как нельзя лучше могла бы отразить основной посыл национальной политики в социальной сфере.

В каждой отдельно взятой сфере государственной политики отечественные чиновники формируют собственный дискурс, который по всей логике должен быть понятен подавляющей части населения. Vласть решила выяснить, какие слова употребляют государственные чины чаще всего, когда с высоких трибун рассуждают о социальной политике, а точнее – о развитии в стране образования, здравоохранения и ситуации на рынке труда.

При помощи методики количественного контент-анализа были проанализированы девять недавних выступлений, шесть интервью и три публикации в газетах министров здравоохранения, образования и науки, труда и социальной защиты. В результате анализа порядка 90 страниц текста выяснилось, что десятку наиболее часто употребляемых слов даже невооруженным взглядом обнаружить довольно несложно.

По иронии самым часто используемым министрами словом стал глагол «будет», «будем» или «будут». В общей сложности чуть больше двухсот раз министры пообещали населению нечто, что возможно только в будущем, не злоупотребляя, тем не менее, последним словом. Больше всех, судя по количеству данных слов, на будущее уповает министерство труда и социальной защиты.

Ведомство не устает обещать кредиты микрофинансовым организациям, стипендии и льготный проезд участникам программы занятости, бесплатные консультации начинающим бизнесменам, а также жилье населению. Примечательно, что лишь единожды министр труда и социальной защиты заявил, что реализовать кое-что из задуманного «будет нелегко».

Вторым по популярности словом в публичных выступлениях министров стало «развитие». Количество его употреблений руководителями социальных ведомств немного не дотянуло до двухсот. Рекорд по ссылкам на это слово принадлежит министерству образования и науки, которое, судя по всему, является главным ответственным за развитие населения органом в масштабах республики.

Развивать министерство образования и науки предлагает практически все (вплоть до самого абстрактного) – самого себя, инженерное образование, центры и офисы коммерциализации технологий, отечественную промышленность, национальную экономику, «успех и благополучие», «умения мыслить и умения учиться» и, наконец, все человечество.

Третье место по популярности в социально-политическом дискурсе отечественных министров занимают слова «помощь», «поддержка» или «содействие», которые в анализируемых текстах встретились ровно 166 раз. Нужно отметить, что этот факт предстает совершенно в ином свете, если вспомнить, как часто государственные чиновники в последнее время говорят о разъедающем казахстанское общество социальном иждивенчестве. Больше всего, как выяснилось, с этим явлением борются в министерстве образования и науки – всего 13 раз глава ведомства обратился к слову «поддержка». Министру здравоохранения удалось сделать это чуть чаще – порядка 40 раз (и только в этом случае употребление слова «помощь» выглядит наиболее оправданным).

Министерство труда и социальной защиты, судя по итоговой статистике, делает наименьший вклад в борьбу с социальным иждивенчеством – более сотни раз глава этого ведомства обратил внимание на оказываемую населению в сфере занятости поддержку и содействие. В одном из своих последних выступлений Тамара Дуйсенова в своем желании всех поддержать заявила: «все большую поддержку получают активные меры государственной поддержки».

На четвертом месте по количеству упоминаний в текстах министров здравоохранения, образования и науки, труда и социальной защиты находится слово «государство». Особенно сложно значимость государства переоценить в выступлениях, статьях и интервью министра образования и науки, в которых это слово употребляется едва ли не в два раза чаще, чем в аналогичных текстах коллег из двух других министерств.

Государство в выступлениях министра образования и науки поддерживает приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, «всерьез начинает стимулировать процессы практического внедрения научных достижений» и собирается начислять дополнительные премии за намерение родителей с детства копить ребенку на образование в банке второго уровня. Здесь стоит, вероятно, уточнить, что практически все остальные упоминания слова «государство» можно встретить исключительно в связке со словом «глава».

Замыкают пятерку самых распространенных слов в официальном дискурсе «социальных» министров слова «система» и «программа», набравшие примерно одинаковое количество упоминаний в рассматриваемых документах – 154 и 152 соответственно. Между тем если к системе, как правило, больше апеллирует министр образования и науки, министр труда и социальной защиты делает заметный акцент на разного рода программы.

Несмотря на то, что звучат слова по-разному, контекст их употребления в обоих случаях довольно схож – системные векторы науки и образования устанавливаются в соответствии с нуждами тех или иных государственных программ, а программа занятости является, в свою очередь, идним из основополагающих документов всей системы социальной поддержки населения.

В список самых популярных слов у министров социального сектора также попали «население», «стандарты», «реализация». Символично, что слово «человек» встречается в официальных выступлениях министров куда реже, чем такие собирательные термины, как «население» или «страна». Из проведенного анализа можно было бы сделать вывод о том, что наименее всего на нужды отдельно взятого человека реагирует министерство образования и науки (всего 8 упоминаний), а больше всего – министерство труда и социальной защиты. Однако и здесь не все так просто – министр труда и социальной защиты хоть и вспомнил о простом человеке 35 раз, предпочтение все же отдал населению страны в целом (57 упоминаний).

В заключении хотелось бы отдельно отметить статистику по таким ключевым словам как «будущее», «настоящее» и «прошлое». В то время как министерство здравоохранения все больше уповает на прошлое, министерство труда и социальной защиты старается жить настоящим. Министерство же образования и науки находится в самом затруднительном положении – количество аппеляций к прошлому и будущему примерно одинаковое, что, вероятно, является очередным подтверждением наличия ощутимого кризиса в этой сфере.

Свежее из этой рубрики