Депутат сената Светлана Джалмагамбетова предложила председателю Национального банка Кайрату Келимбетову несколько способов оправдаться перед населением и повысить доверие к национальной валюте.
На пленарном заседании депутат выступила с запросом на имя главы Нацбанка, напомнив ему, что в день своего назначения, 10 октября 2013 года, когда сенат парламента дал согласие на новую кандидатуру председателя Нацбанка, от депутатов прозвучал вопрос - не будет ли новой девальвации.
"Ваш ответ мог бы быть более обтекаемым, или чисто профессиональным. Но вы ответили, дословно: "Хочу подчеркнуть, что никаких оснований для беспокойства нет. Те фундаментальные факторы, которые влияют на политику обменного курса национальной валюты не претерпели изменений. Это касается цены на нефть и обменного курса российской валюты", - напомнила сенатор. - 21 января вы подтвердили что причин для девальвации тенге нет. Действительно цены на нефть не изменились, а российский рубль в течение 2013 года упал на 7,1%. Но 11 февраля происходит двадцатипроцентная девальвация. Причем перед журналистами вы заявляете, что узнали об этом сегодня утром и что решение готовилось в течение полугода. Напрашивается вывод, что у вас проблемы или с профессионализмом, или с этикой".
Своего возмущения сенатор Джалмагамбетова не скрывала: "Вы ввели в заблуждение не только население, но и депутатов сената парламента - официального органа власти. Депутаты поверили вам и дали согласие на ваше назначение. Как вы собираетесь после этого приходить в парламент и общаться с депутатами, которых просто обманули? Есть ли какая-то цена вашим словам после этого?"
Однако возможность реабилитации для главы нацбанка, по ее мнению, все же существует. Напомнив, что в результате девальвации все тенговые вклады казахстанцев (а по данным нацбанка, это 2,2 тлрн тенге депозитов) обесценились ровно на одну пятую, она предложила: "Было бы логичным поддержать этих физических лиц, потерявших пятую часть тенговых вкладов, увеличив вознаграждение по депозитам в национальной валюте до 13-14%. Действующие проценты съедает инфляция. Этим решением вы могли бы хоть как-то реабилитироваться перед людьми. Кроме того, это восстановило бы потерянное доверие к национальной валюте и банкам в целом".