Не так давно в России разгорелась дискуссия вокруг размера бюджетных средств, которые главы регионов тратят на собственный имидж. Анализ Vласти показал, что доля годового бюджета Северо-Казахстанской области, выделяемого на подобные нужды, вполне сравнима с аналогичным показателем города Москвы
В бюджете на 2013 год девять областей Казахстана в затратной части выделили так называемую функциональную подгруппу под интригующим названием «Информационное пространство». Расходные статьи, указанные в данной подгруппе, однако же позволяют лишь отдаленно предположить, на что конкретно будут потрачены выделенные бюджетные средства. В подгруппу помимо всего прочего входят затраты на «обеспечение функционирования областных библиотек», «развитие объектов архивов» и «услуги по реализации государственной политики на местном уровне в области развития языков».
Наиболее интересными в данной подгруппе выглядят расходы на «услуги по проведению государственной информационной политики», бремя которых возложено на управления внутренней политики областных акиматов. Так как отдельной статьи, посвященной финансированию региональных масс-медиа, ни в одном областном бюджете найти не удалось, имеет смысл предположить, что именно в рамках реализации государственной информационной политики руководителям областей представляется возможность улучшить собственный имидж в глазах населения региона.
В случае с остальными регионами Казахстана Vласть самостоятельно подсчитала соответствующие затраты на «Информационное пространство», объединив аналогичные статьи расходов в условную подгруппу. Кроме этого, для оценки эффективности данных расходов редакция использовала индекс информационной активности акимов областей (июнь-ноябрь 2013 года), ежемесячно определяемый газетой «Время» совместно с группой «Саясат-Monitoring» в числе других показателей для составления общего рейтинга руководителей регионов.
Вместе с тем, для полноты картины по каждому из регионов представлены данные по величине валового регионального продукта на душу населения по итогам 2012 года.
На имидж не скупятся
Бюджет Северо-Казахстанской области (ВРП – 1 164,9 тыс. тенге на душу населения, 12-е место) может похвастаться самой высокой долей средств, потраченных в 2013 году на развитие «информационного пространства» области – 0,83% от всей затратной части. В абсолютных числах цифра совсем не выглядит столь внушительной – всего чуть более 798 млн. тенге. Официальный сайт акимата уточняет: на развитие СМИ в 2013 году потрачено 478 млн. тенге, с ростом к бюджету 2012 года на 4,4%. Между тем, аким области Самат Ескендиров отнюдь не может похвастаться высоким показателем информационной активности – по итогам шести месяцев чиновник оказался лишь на 10-11 местах рейтинга.
На втором месте по финансированию «информационного пространства» находится Павлодарская область (ВРП – 1 959,8 тыс. тенге на душу населения, 6-е место), в чьих годовых бюджетных затратах 0,7% (или 644 млн. тенге) отдано именно на эти нужды. Эффективность этих средств вызывает обоснованные сомнения – по индексу информационной активности аким области Ерлан Арын по итогам последних шести месяцев занимает лишь 12 место.
Третью и четвертую строчки делят между собой Костанайская (ВРП – 1 262,2 тыс. тенге на душу населения, 11-е место) и Западно-Казахстанская области (ВРП – 2 810,2 тыс. тенге на душу населения, 5-е место) с 0,69% от годовых бюджетных расходов, выделенных на проведение государственной информационной политики. Несмотря на то, что в бюджете Костанайской области на соответствующие нужды было предусмотрено на 113 млн. тенге больше чем в ЗКО, эффективность работы акимата последней значительно выше. По индексу информационной активности аким ЗКО Нурлан Ногаев, занимая 7-8 строчки рейтинга, как раз на 7-8 позиций опережает своего коллегу Нуралы Садуакасова, почти замыкающего этот список.
Пятерку лидеров замыкает бюджет Карагандинской области (ВРП – 1 893,8 тыс. тенге на душу населения, 8-е место), где 0,65% затрат в текущем году выделено, в том числе, на информирование населения о деятельности руководителя региона. Чуть больше 1 млрд бюджетных средств потрачены не зря – по индексу информационной активности аким области Бауржан Абдишев находится на четвертом месте среди 16 руководителей регионов.
В рабочем порядке
Мангистауская (ВРП – 3 559,2 тыс. тенге на душу населения, 4-е место) и Алматинская области (ВРП – 757 тыс. тенге на душу населения, 14-е место) в 2013 году по доле выделяемых на «Информационное пространство» средств сравнялись – по 0,63% от затрат в каждом областном бюджете. При этом в абсолютных числах разница между потраченными средствами разительна – акимат Алматинской области должен был освоить в 2,5 раза больше денег на реализацию государственной информационной политики, чем акимат Мангыстау. К слову, последний тратит меньше всего денег на информационную политику в рамках всей республики – всего 588 млн. тенге в год.
При этом по индексу информационной активности главы этих двух регионов едва входят в десятку – аким Алматинской области Ансар Мусаханов делит 10-е место со своим коллегой из СКО, а руководитель Мангистауской области Алик Айдарбаев находится на 13-й позиции.
Срединную позицию по доле бюджетных средств, вливаемых в региональное «информационное пространство», занимает Акмолинская область (ВРП – 1 113,4 тыс. тенге на душу населения, 13-е место). 0,58% от общих затрат в 2013 году предназначались именно для повышения информированности населения области. Чуть более 713 млн тенге смогли обеспечить акиму Косману Айтмухаметову лишь 14-е место в рейтинге информационной активности руководителей областей.
Девятое и десятое места по уровню бюджетных средств, выделяемых в рамках информационной политики региона, занимают Атырауская (ВРП – 5 655,4 тыс. тенге на душу населения, 1-е место) и Восточно-Казахстанская области (ВРП – 1 262,9 тыс. тенге на душу населения, 10-е место) – по 0,56% от бюджетных затрат. При этом стоит отметить, что в бюджете Атырауской области напротив строки «Информационное пространство» значится сумма в 720 млн. тенге, в бюджете ВКО – 1 млрд 76 млн. тенге. Внушительные траты акимата ВКО принесли свои плоды – по итогам шести месяцев аким области Бердибек Сапарбаев находится на пятом месте по индексу информационной активности. Руководитель Атырауской области Бактыкожа Измухамбетов по этому показателю лишь на девятом месте.
На одиннадцатом месте располагается Жамбылская область (ВРП – 732 тыс. тенге на душу населения, 15-е место), где 0,54% бюджетных средств в 2013 году предусмотрели на развитие «Информационного пространства». В результате, 822 млн. тенге вывели акима области Каната Бозумбаева на 7-е место в рейтинге информационной активности руководителей регионов.
В рекламе не нуждаются
Последнюю пятерку регионов по размеру средств, выделяемых на информационные нужды, возглавляют Актюбинская область (ВРП – 1 939,3 тыс. тенге на душу населения, 7-е место) и город Астана (ВРП – 3 573 тыс. тенге на душу населения, 3-е место) – 0,49% бюджетных затрат в 2013 году предназначались для вливания в информационное пространство. Соответствующие траты столице обошлись в два раза дороже, чем акимату Актюбинской области, где запланировали потратить всего 534 млн. тенге против 1 млрд 94 млн. в Астане. Областной аким Архимед Мухамбетов в данном случае уступает своему городскому коллеге Имангали Тасмагамбетову – Мухамбетов замыкает рейтинг акимов по уровню информационной активности, Тасмагамбетов же занимает в нем шестую строчку.
Следующие две позиции в рейтинге по уровню расходов на развитие информационного пространства занимают Кызылординская область (ВРП – 1 639,6 тыс. тенге на душу населения, 9-е место) и город Алматы (ВРП – 3 856,1 тыс. тенге на душу населения, 2-е место). Обоим регионам информационная политика в 2013 году стоила 0,48% бюджетных затрат. При этом Алматы потратил почти на 1 млрд. тенге больше бюджетных средств, чем Кызылординская область, чей годовой «информационный» бюджет составил всего 686 млн. тенге. Южная столица же является абсолютным лидером по уровню «информационных» расходов в 2013 году. Вероятно, именно это стало одной из причин того, что Ахметжан Есимов по итогам шести месяцев оказался самым «информационно активным» руководителем. Аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев по индексу информационной активности от Есимова не отстает, занимая второе место.
В бюджете Южно-Казахстанской области (ВРП – 635,5 тыс. тенге на душу населения, 16-е место) в 2013 году напротив графы «Информационное пространство» стоит сумма в 1 млрд 161 млн. тенге – больше денежных средств тратят только акиматы Алматы и Алматинской области. В результате, аким ЮКО Аскар Мырзахметов по своей информационной активности обгоняет большую часть областных руководителей, занимая третье место в рейтинге. Между тем, доля «информационных» затрат области в текущем году составила всего 0,35%.