Несколько раз в год телевизионщикам выпадает уникальный шанс – они остаются один на один со зрителем, готовым смотреть ура-патриотические документальные фильмы о родном Казахстане. Однако удивить такого зрителя год от года становится все труднее, ведь кажется, что «Хабар» уже давно обогнал все телеканалы по количеству информационно-пропагандистских телепередач. Минувшая теленеделя показала, что надежда еще осталась у некоторых частных телеканалов и российских тележурналистов. Творения вторых, как ни странно, зрителям нравятся больше.
Маргарита Бочарова, Vласть
Несколько раз в год телевизионщикам выпадает уникальный шанс – они остаются один на один со зрителем, готовым смотреть ура-патриотические документальные фильмы о родном Казахстане. Однако удивить такого зрителя год от года становится все труднее, ведь кажется, что «Хабар» уже давно обогнал все телеканалы по количеству информационно-пропагандистских телепередач. Минувшая теленеделя показала, что надежда еще осталась у некоторых частных телеканалов и российских тележурналистов. Творения вторых, как ни странно, зрителям нравятся больше.
В вечер четверга оказалось, что практически все активные пользователи социальных сетей с казахстанским гражданством являются счастливыми обладателями телевизоров. Это стало очевидным примерно в половину десятого вечера, когда сразу на двух телеканалах – КТК и «Хабаре» – начался фильм под говорящим названием «Назарбаев. LIVE». Сразу стоит оговориться, что, разумеется, ни о каком «прямом включении» речи не шло.
Примечательно также, что в программе телеканала КТК перед названием упомянутого фильма стояло словосочетание «документальный фильм», «Хабар» же предусмотрительно поставил перед названием аббревиатуру «Х/ф».
Итак, в десятом часу ночи ленты запестрели эмоциональными отзывами пользователей Казнета о происходящем на экране. Сокрушалась по поводу невозможности сопереживать своим читателям только экс-мажилисвумен Бахыт Сыздыкова, дома у которой телевизора не оказалось. В остальном же интернет-аудиторию (если её еще можно так называть) можно было разделить на три группы, каждая из которых аргументировано высказывала собственную точку зрения.
Первые были откровенно возмущены журналистской работой Ярослава Красиенко и актрисы Асель Сагатовой, которая работала с ним в кадре. Кому-то совершенно не нравились задаваемые ими вопросы, другие и вовсе пришли к выводу о том, что ни актеры, ни журналисты в фильме не достойны называться ни актерами, ни журналистами. Вторые предпочитали оценивать телевизионное действо шире – с точки зрения PR-а для страны. Разумеется, неудавшегося PR-а. Третьи, наоборот, отнеслись к фильму легко и с юмором.
Содержательная часть фильма комментировалась на порядок меньше, но и здесь была пара моментов, которые удостоились упоминания. И слово «пара» в данном случае точно отражает их количество. Попав в столичную резиденцию президента «Нура» Красиенко и Сагатова не могли не побывать на кухне, где готовят еду для первого лица государства. Выяснилось, что на самой официальной кухне страны трудятся всего три человека, главный из которых – молодой парень Игорь Кубриков.
Роковым вопросом для юноши стал вопрос о том, всегда ли кухня президента полна самыми обычными продуктами, которые есть на столах у любого казахстанца, или все самое экзотическое перед съемками специально изъяли. Вопрос парня не смутил – тот честно признался, что бывает, и он готовит для президента экзотические рыбные блюда. С последним словом у Игоря и возникли основные сложности – он отчего-то поставил ударение на последний слог, и получилось малопривлекательное «блюдА». Нетерпимые к орфоэпическим ошибкам (как, впрочем, и к любым другим) пользователи Казнета президентского повара вниманием, конечно, не обошли.
Второй взволновавший всех момент случился уже в самом завершении почти часового фильма, когда Красиенко в весьма завуалированной форме задал волнующий всех казахстанцев вопрос о будущем страны в постназарбаевскую эпоху. Вопрос, конечно, звучал намного скромнее, но смысл в него каждым сидящим в это время перед телевизором был вложен самый что ни на есть огромный. Президент говорил об успешных примерах мягкой передачи власти, о новой культуре отношений в казахстанском обществе и о том, что «все будет нормально». Последнее, должно быть, призвано было послужить утешением для самых беспокойных из нас.
Те, у кого еще оставались моральные силы для того, чтобы воспринимать информацию о любимой стране и ее руководителе, переключились на российский Первый канал, в эфире которого уже красовались живописные кадры 15-летней Астаны. К слову, пару лет назад российский канал НТВ уже снял документальный фильм о Казахстане, приуроченный ко Дню независимости. В этот раз свое мастерство решили продемонстрировать профессионалы с главного российского телеканала, назвав свой труд «Поднятая Астана».
Картинка с до боли знакомыми столичными видами оставшимся у своих телевизоров зрителям понравилась больше. Да и в кадре не было никаких актеров и журналистов – искушенного зрителя услаждал только приятный мужской закадровый голос. Свое неказахстанское происхождение голос выдал лишь однажды, произнеся название главного архитектурного символа с присущим иностранцам акцентом – «БайтЭрЭк».
В фильме Первого канала было, надо сказать, нечто совершенно нехарактерное для такого рода творений отечественных документалистов. Российские журналисты решили подробно рассказать о том скепсисе, который витал в воздухе с 1994 года, когда президент вынес на всеобщее обсуждение предложение о переносе столицы. Спустя несколько минут после начала фильма особо впечатлительные зрители уже могли поймать себя на том, что начинают сопереживать несчастным первым чиновникам, которых, показательно загрузив в поезд, из теплой Алматы привезли в заснеженный Целиноград. Тут им пришлось в холодных комнатах общежития умываться минеральной водой, а на работе осваивать «приватизацию».
Противников таких волевых усилий Назарбаева, надо думать, было немало. Об этом в фильме прямо сказал Куаныш Султанов, который в те годы был заместителем председателя Верховного Совета республики: «Если бы Астана не состоялась, вы бы сейчас нашли сотни человек, которые наперегонки бы вам сказали: «Я тогда говорил: «Не делайте этого!». Однако и без хвалебных реплик в фильме, естественно, не обошлось – иначе казахстанцы бы просто не имели возможности лицезреть его в эфире. Наряду с Назарбаевым, Курокаву и Фостером – архитекторами Астаны – свою порцию похвал получили, как это ни удивительно, дорожные полицейские столицы.
Уже давно и телевизионщикам пора петь дифирамбы - патриотические недели случаются в Казахстане регулярно – как правило, два раза в год: в июле и декабре. Все попытки телевизионщиков напоминать казахстанцам о славной истории страны чаще чем в два раза в год обычно не слишком удачны. Надежду, как известно, не теряет только «Хабар».