В ближайшие дни в парламент поступят два весьма важных законопроекта – это поправки в законодательство по вопросам развития местного самоуправления и по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления.
Софья Пашкова, Астана, Vласть
В ближайшие дни в парламент поступят два весьма важных законопроекта – это поправки в законодательство по вопросам развития местного самоуправления и по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления.
Во вторник правительство на очередном заседании эти законопроекты утвердило. С особой оценкой их важности и приоритетности – поскольку разработаны они во исполнение послания президента «Стратегия «Казахстан-2050». Президент, напомним, поручил до конца года провести выборы сельских акимов до конца текущего года, при этом местной власти необходимо расширить полномочия, с тем, чтобы избранные акимы были не номинальными фигурами, а реально способными принимать какие-либо решения.
Так, для развития местного самоуправления законодательно предлагается регламентировать порядок проведения сходов населения села. Как пояснил, представляя законопроект на заседании правительства вице-премьер – министр регионального развития Бакытжан Сагинтаев, на подобных сходах должны решаться наиболее важные вопросы местного значения. Сход может созываться соответствующим акимом аула (села), поселка, города районного значения самостоятельно либо по инициативе не менее десяти процентов членов местного сообщества, проживающих на данной территории и имеющих право в нем участвовать и подписавших заявление о необходимости его созыва с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и места жительства.
При этом предлагается законодательно закрепить обязательность обсуждения собранием или сходом вопросов финансирования мероприятий местного значения. А во избежание исполнения акимом противоправных решений и в целях исключения лоббирования интересов отдельных групп и слоев населения, будет закреплено положение об обязательности рассмотрения акимом решений собраний и сходов и информирования населения о принятии (либо отклонении) им решения с учетом соблюдения законности.
Также местному населению планируется предоставить право участия в мониторинге за использованием бюджетных средств, выделенных на решение проблем местного значения. В целом, акцент предлагается сместить именно в сторону населения – дабы граждане более активно участвовали в управлении страной. Хотя бы на местном уровне. Но, разумеется, не лично, а через своих законных представителей, избранных на соответствующих выборах. Для этого планируется наделить маслихаты городов областного значения, города республиканского значения и столицы полномочиями создания общественных структур для взаимодействия акима города с населением.
Эти структуры предложено создавать в форме консультативно-совещательных органов, призванных оказывать содействие акимам в вопросах обеспечения охраны общественного порядка и безопасности граждан; надлежащего функционирования жилищно-коммунальных служб; санитарного состояния в населенных пунктах.
Роль маслихатов предполагается и повысить через выборы акимов – введя в законодательство норму о выборности акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульного (сельского) округа депутатами маслихатов. Выдвигать же кандидатов на посты выбираемых акимов будут акимы районов - на альтернативной основе (не менее двух кандидатов на должность акима) после консультаций с местным сообществом.
Для расширения финансовой и экономической самостоятельности акимов нижнего уровня управления в решении вопросов местного значения будут внесены поправки, предоставляющие акимам право формирования собственных доходных источников, включающих: доходы от аренды имущества, находящегося в ведении акимов; благотворительные и спонсорские взносы; отдельные виды штрафов; плату за размещение наружной рекламы.
Что же касается полномочий, то поправками в законодательство по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления предлагается целый комплекс новшеств. Так, на центральном уровне (то есть за министерствами) предлагается сохранить стратегические функции, контрольные полномочия в сферах госрегулирования, отдельные реализационные полномочия в сферах, связанных с безопасностью жизни граждан и социальными гарантиями, предусмотренными Конституцией (общественный порядок и безопасность, социальная помощь и др.), а также полномочия по администрированию и регулированию (таможенное и налоговое регулирование).
При этом будет и перераспределение функций: предполагается передать от Министерства транспорта и коммуникаций в Министерство внутренних дел отдельные функции на линиях (при проверках на дорогах), и от Министерства индустрии и новых технологий в Министерство здравоохранения функции в области безопасности игрушек.
На областной уровень планируется передать функции территориальных подразделений Агентства по делам религий; функции по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности от Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности министерства здравоохранения; функции по осуществлению государственной технической инспекции в области агропромышленного комплекса, по проведению аттестации лабораторий по экспертизе качества семян с выдачей соответствующего свидетельства (и др.) от территориальных органов Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства; функции по выдаче международных сертификатов технического осмотра; по осуществлению лицензирования пассажирских перевозок в международном сообщении и нерегулярные внутриреспубликанские перевозки пассажиров (и др.) от территориальных органов Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций.
Также на областной уровень будут переданы функции в области инспекций по труду территориальных органов Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения с передачей соответствующей штатной численности территориальных органов в ведение местных исполнительных органов, с сохранением Комитета; а также функции по принятию решения о присвоении статуса оралмана, переселенца и назначении выплат единовременных пособий, средств на приобретение жилья оралманам, включенным в квоту иммиграции оралманов.
На городской уровень из областей перейдут функции по координации деятельности спортивных организаций на территории соответствующей административно - территориальной единицы, а также по утверждению государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, размер подушевого финансирования и родительской платы.
Из района в село планируется передать функции по организации молодежной практики; организации помощи инвалидам; организации совместно с уполномоченным органом в области физической культуры и спорта и общественными объединениями инвалидов проведение оздоровительных и спортивных мероприятий среди инвалидов; организации совместно с общественными объединениями инвалидов, культурно-массовых и просветительских мероприятий; координации оказания благотворительной и социальной помощи инвалидам; координации оказания социально-уязвимым слоям населения благотворительной помощи, а также содействие кадровому обеспечению сельских организаций здравоохранения.