• 8107
Эксперты не видят перспективы глобальных изменений в медиа-сфере после принятия программы Информационный Казахстан
В новой программе - достаточно занятных пунктов, которые могут, в зависимости от их применения, либо облегчить, либо усложнить жизнь, как журналистам, так и блогерам. Vласть попыталась разобраться, чем грозят громкие формулировки медийной сфере Казахстана.

 

Дмитрий Мазоренко, Vласть

 

18 января этого года президентом была утверждена разработанная по его же поручению программа «Информационный Казахстан 2020». Она призвана решать задачи «по обеспечению эффективности системы государственного управления, доступности инновационной и информационно-коммуникационной инфраструктуры, созданию среды для социально-экономического и культурного развития общества и развитие отечественного информационного пространства». В новой программе - достаточно занятных пунктов, которые могут, в зависимости от их применения, либо облегчить, либо усложнить жизнь, как журналистам, так и блогерам. Vласть попыталась разобраться, чем грозят громкие формулировки медийной сфере Казахстана.

 

Несколько направлений программы посвящены средствам массовой информации: их будут модернизировать и создавать меры по «стимулированию производства контента». Основная реализация «Информационного Казахстана» планируется на период 2013-2017 годов: предполагается, что за это время отечественные СМИ будут технически модернизированы, география распространения казахстанских масс-медиа расширится и повысится квалификация сотрудников занятых в сфере государственной информационной политики. В период с 2018 по 2020 планируется продолжение реализации программы и анализ уже проделанной работы.

 

Как намечается, немаловажной в реализации этой программы будет процедура совершенствования законодательства в области СМИ. Помимо этого, будут приняты административные меры для стимуляции размещения имеющейся информации у государственных учреждений и организаций на своих официальных сайтах. Но более подробной и конкретной информации о законодательных изменениях, в программе не приводится. Есть лишь ориентиры и заданные векторы. Vласть обратилась к экспертам в области СМИ, с вопросом, ожидать ли изменений в Закон о СМИ, и как это скажется на работе журналистов?

 

По словам Ольги Диденко, медиа-юриста Интерньюс-Казахстан, в 2013 году будут обсуждаться новые проекты законов «Об информатизации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации». Также будет создана рабочая группа для разработки предложений по совершенствованию законодательства в области СМИ, в том числе в части налоговых и иных преференций для развития отечественного информационного контента. Помимо этого есть вероятность изменения статьи в Кодексе об административных правонарушениях. Изменения могут коснуться и закона «О телерадиовещании». Тем не менее, медиа-юрист выражает скепсис относительно грядущих перемен:

 

- Не думаю, что в рамках выполнения госпрограммы «Информационный Казахстан – 2020» речь пойдет о комплексном и системном реформировании всего медиа-законодательства, включая положения Гражданского и Уголовного кодексов, хотя, конечно, оно того требует, - считает эксперт.

 

Не более оптимистичен в оценках и Игорь Братцев, директор Международного Центра журналистики MediaNet:

 

- Сама формулировка «совершенствование законодательства в области СМИ» вызывает ироническую улыбку, так как предыдущее стремление к совершенству зарегулировало отечественные СМИ и развило высокий уровень самоцензуры. При этом в программе говорится о совершенствовании контента СМИ и, прежде всего, государственных СМИ. Сейчас это невозможно в принципе – даже при переходе государственных СМИ в онлайн и использовании современных технологий. Более эффективным инструментом будут изменения в законодательстве. В данном случае необходимо кардинально реформировать госзаказ в сфере информационной политики и принять реально действующий закон «О доступе к информации», который уже два года находится в разработке, - уверен эксперт.

 

По мнению Гульмиры Биржановой, юриста «Правового Медиа-центра», скорее всего, изменения коснутся процедуры распределения средств из госбюджета, поскольку в основе своей программа затрагивает государственные СМИ и финансирование госзаказа.

 

- В свете принятия мер нормативного и административного характера по размещению информации государственных учреждений на официальных сайтах, вероятно, примут закон «О доступе к информации», в котором будут прописаны процедуры размещения информации, - поясняет эксперт.

 

По оценке юриста, формулировка “совершенствования законодательства в области СМИ для правовой регламентации общественных отношений” - достаточно размытая: непонятно, каким образом будут производиться изменения, и на что они будут направлены. Но, как отмечает Биржанова, есть и утешительный момент: в плане программы отражено, что в число заинтересованных сторон должны войти представители журналистских НПО. Возможно, благодаря этому, отмечает юрист, будут осуществлены и позитивные для СМИ преобразования, такие как: декриминализация клеветы, отмена разрешительной регистрации СМИ, установление сроков исковой давности по делам о защите чести и достоинства, принятие Закона «О доступе к информации».

 

Еще один важный момент - в новой программе по информатизации ударный акцент делается на переход основных СМИ в Сеть; интернет, согласно утвержденному плану, должен стать единой платформой для масс-медиа. И вот он самый главный вопрос, который возникает в свете этих радужных перемен: не грозят ли Казнету новые законы, которые могут сильно локализовать всемирную сеть на территории отдельно взятой страны?
 

Ольга Диденко считает, что интернет в Казахстане и сейчас чрезмерно зарегулирован, дальнейшие шаги в этом направлении приведут лишь к сужению казахстанского пространства в глобальной сети. Однако, сейчас разговоры о дополнительной регулировке интернета – преждевременны, полагает она. Сделать выводы об ужесточении или ослаблении регулирования можно будет только после обнародования проекта новой редакции закона «Об информатизации» и проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам информатизации»

 

Игорь Братцев также подмечает, что сегодня в Казахстане интернет уже значительно зарегулирован законом, который приравнял к СМИ все веб-ресурсы, с равной ответственностью за свою деятельность, будто то полноценная редакция или отдельно взятый блогер.

 

- Здесь риски, как мне кажется, другие, - отмечает Братцев, – произойдет выброс в пространство Интернета огромного количества информации от государственных и прогосударственных СМИ по форме и содержанию ничуть не лучше нынешнего, которое транслируется в офф-лайне.
 

Гульмира Биржанова поддерживает коллег во мнении о том, что интернет не нуждается в дополнительных нормативных актах. Тем не менее, она прогнозирует возможность появления «черных списков» сайтов (куда – и тому уже были прецеденты – могут попадать отдельно взятые СМИ). Также она предполагает возможность инициирования поправок об отмене анонимности интернет-пользователей, как это предлагалось сделать в России. Ко всему прочему, она не исключает, что будет принят закон о защите детей от противоправного и социально опасного контента. Во всяком случае, депутаты уже начали его обсуждать.

 

В программе есть еще один, то ли иронично, то ли порочно звучащий пункт: профессионалам масс-медиа будет оказана поддержка в вопросах саморегулирования журналистского сообщества. Предполагается, что это впоследствии снизит необходимость вмешательства государства в отношения между общественностью и СМИ.

 

Серьезные шаги по саморегулированию журналистского сообщества, при содействии правительства уже были предприняты в прошлом году, отмечает Ольга Диденко, подразумевая принятый журналистским сообществом (преимущественно его представителями от прогосударственных СМИ) профессиональный Кодекс этики. Теперь же, по ее словам, последуют шаги по созданию общественной структуры, наделенной правом рассматривать информационные споры и выносить по ним решения, либо создание в крупных СМИ редакционных омбудсменов и принятие редакционных уставов или кодексов этики. Эти инструменты помогут разрешать споры и конфликтные ситуации внутри журналистского сообщества.

 

- Но такая потребность должна возникнуть «снизу», а не быть навязанной сверху министерством или каким-либо другим государственным органом, - отмечает эксперт.

 

Игорь Братцев считает, что журналистскому сообществу и сейчас никто не запрещает саморегулироваться: “Другое дело, что СМИ сейчас разобщены в принципе и каждое решает свои насущные проблемы – но все, по сути, беспокоятся о выживании, что не способствует инициативам саморегулирования, каждый делает это в одиночку”, - резюмирует директор MediaNet.

Отметим, что сейчас все-таки сложно оценить эффект воздействия этой программы на информационную сферу. И даже эксперты надеются, что от «Информационного Казахстана» будет своя польза по усовершенствованию компьютерной грамотности населения и улучшению показателей проникновения Интернета. Тем не менее, отделять информационную сферу от политической системы достаточно сложно. Собственно, первая функционирует по тем же законам, что и последняя.

Свежее из этой рубрики
Loading...