Сильная изношенность коммунальных сетей и возможные техногенные аварии могут стать причиной социального возмущения наступившей зимой. Эксперты не берутся прогнозировать, во что конкретно оно может вылиться, однако массовых акций протеста все же не ожидают. Годовщина событий в Жанаозене, по их мнению, также не станет поводом к масштабным протестам.
Маргарита Бочарова, Vласть
Сильная изношенность коммунальных сетей и возможные техногенные аварии могут стать причиной социального возмущения наступившей зимой. Эксперты не берутся прогнозировать, во что конкретно оно может вылиться, однако массовых акций протеста все же не ожидают. Годовщина событий в Жанаозене, по их мнению, также не станет поводом к масштабным протестам.
Политологи и аналитики не испытывают излишнего оптимизма в отношении возможности изменения государственной социально-экономической политики в ближайшее время. Демонстративные попытки власти создать видимость улучшения ситуации действия не возымеют, а предугадать, что подтолкнет общество к открытому противостоянию, становится все сложнее, считают собеседники Vласти.
Расул Жумалы, политолог, главный редактор журнала «Exclusive»:
В наших условиях лучшее, что можно ожидать в ближайшее время - это отсутствие новостей, поскольку хорошие новости явно не напрашиваются, а плохие, как известно, никому не нужны. Иными словами, речь идет о попытках властей любым способом сохранить нынешний статус-кво, который некоторые называют стабильностью, а кто-то консервацией или реакцией. Так вот иллюзий, будто социально-экономическая либо внутри политическая ситуация будет в предстоящие три месяца улучшаться, у меня нет.
Не надо обладать экстрасенсорными качествами, чтобы предсказать дальнейший рост цен на продовольствие и товары первой необходимости. При усиливающейся государственно-олигархической системе принятия решений нельзя исключать роста тарифов и стоимости коммунальных услуг. Из-за непрофессионализма госорганов, их низкой ответственности перед населением и пресловутой коррупции скорее всего повторятся уже привычные аварии на теплотрассах с замерзанием населенных пунктов и т.д.
Эти и прочие причины никак не будут способствовать росту доверия населения к органам власти, а также снижению протестных настроений. Скорее будет наоборот. Наверняка мы будем свидетелями некоторых отставок или коррупционных скандалов, которыми власти постараются создать у населения ощущение каких-то позитивных перемен. Этой же цели отвлечь людей от неприятной действительности будут посвящены какие-то новые праздники, данные о неких успехах Казахстана на международной арене, дутая статистика.
Понятно, что с каждым разом отдача от таких PR-кампаний все меньше. Поэтому в условиях нерешенности острых проблем социума, продолжающейся политики по зачистке оппозиционного поля и даже преследования альтернативных суждений, налицо дальнейшее закручивание гаек. И главный вопрос в том, насколько долго такая крышка сможет удерживать внутреннее давление. Это крайне опасно, поскольку последствия подобной политики прямо пропорциональны силе накопившегося давления.
Айдос Сарым, политолог:
Я думаю, ситуация глобально не изменится. Те тенденции, которые были последние несколько лет, сохранятся. Возможно, какое-то обострение и будет, и, мне кажется, оно будет связано с какими-то социальными вещами. Например, мы видим, что у нас буквально двухдневный снегопад практически парализовал власти Алматы. Наша инфраструктура очень слабая, старая, во многом не обновлялась, поэтому какие-то техногенные аварии могут подтолкнуть население к акциям протеста. Ожидать, что политика глобально измениться нельзя: у нас уже давно власть работает в режиме пожарников.
Где-то в январе будет послание президента, какие-то небольшие шажочки будут, но опять же глобально они ситуацию вряд ли изменят. Социальное обострение будет в рамках тех ожиданий, социальных ролей, которые есть: оппозиция, общественность выступят. Но я не думаю, что будут какие-то большие столкновения в связи с годовщиной событий в Жанаозене. Сейчас вопрос в том, чтобы тем людям, которые серьезно физически пострадали, была оказана помощь, чтобы они были трудоустроены – на сегодняшний день это более важно. Противостояние есть и будет, но не хотелось бы, чтобы в Казахстане снова лилась кровь.
Ситуация в целом такая, что никто не знает, с чего может начаться большая буча и что к этому может подтолкнуть. Условно говоря, где-нибудь в городе бабушку может трамвай переехать, и с этого может начаться что угодно. Сама по себе природа авторитаризма такова, что никто не может сказать, что станет отправной, бифуркационной точкой. Сейчас самое плохое время для экспертов и политологов, для тех, кто планирует, и для тех, кто прогнозирует, потому что никто не может с точностью сказать, что будет завтра, через год или три: горизонты планирования существенно сократились.
Марат Шибутов, аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества:
Обычно все протестные акции и социальные возмущения зимой стихают, так что, думаю, все будет спокойно. Лучший друг министерства внутренних дел в это время - это мороз. Какое-то обострение социальных настроений возможно, если где-то будет мощная авария коммунальных сетей. А в остальном я думаю, будет все спокойно. На мой взгляд, в этом году попытки испортить праздники будут слабенькими и не приведут к особым последствиям.