Ливиу Неделеску – основатель и президент «Avansys Solutions»
Охота на ведьм продолжается и набирает обороты. Только ведьмы теперь – это инновации в области робототехники и программирования, цель которых заменить людей в выполнении сложных задач и таким образом сократить рабочие места. Неутешительная новость состоит в том, что ускоряющийся процесс технологического развития поглощает рабочие места быстрее, чем создает.
По словам Рэя Курцвейла, Элона Маска и остальных им подобных, как только машины, наделенные искусственным разумом, смогут создавать другие машины – люди станут вымирающим видом.
Складывается ощущение, что мы придерживаемся узконаправленного мнения о том, что люди и машины выполняют одни и те же задачи. Но и есть и альтернативная точка зрения. Есть сторонники – хотя их мало – поддерживающие идею симбиотического взаимодействия людей и машин в будущем. Они отдают предпочтение тому уникально человеческому – идеям и креативности – что, по моему мнению, и должно быть в первую очередь прерогативой людей.
В одной из последних статей техноблога «TechCrunch» Дэвид Нордфорс проводит различие между экономикой, нацеленной на выполнение задач, и экономикой, в центре которой стоит человек. В экономике, нацеленной на задачи, люди представляют ценность только в пределах выполняемых ими задач. Следовательно, они не отличаются от машин, и могут быть заменены ими. В экономике, в центре которой находятся люди, машины освобождают человека от выполнения стандартных задач посредством уже заранее определенных результатов. Таким образом, у человека есть возможность вырабатывать ценность в сотрудничестве с другими людьми на неограниченных творческих просторах.
В своей книге «Переизобретение сакрального» («Reinventing the Sacred») Стюарт Кауфман подчеркивает, что высокоорганизованный процесс мышления человека превосходит любые алгоритмы. Он убедительно описывает то, как машинные алгоритмы могут лишь решать задачи, ограниченные предустановленными условиями.
Почему мне ближе подобная точка зрения? Потому что, будучи консультантом, я постоянно наблюдаю то, как ориентированная на задачи экономика обезличивает людей, превращая их в машины, работающие на алгоритмах. Большинство из моих клиентов забыли, как это – решать проблемы, которые не поддаются действию алгоритмов.
В 21-ом веке процесс разработки идей и инноваций будет демократизирован посредством технологий. Мы находимся на пороге искоренения последней формы человеческого рабства – искоренения нецелесообразной, обезличенной и основанной на алгоритмах работы.
Любые задачи, результат выполнения которых можно предопределить или даже предугадать, должны в конечном итоге выполняться только машинами. У человека же должна быть возможность неограниченного творчества, результат которого – создание новой органической ценности. Как Питер Друкер высказал предположение, эффективность – дело человека, производительность – дело машин.