• 9244
Госпожа президент, принесите мне кофе

Адам Грант и Шерил Сандберг

Поздний вечер пятницы в известной консалтинговой компании. Приходит запрос от клиента. Женщина-менеджер первая предложила свою помощь. Хотя уже провела весь день на встречах с подчиненными коллегами, которые спрашивали ее совета в вопросах продвижение по карьерной лестнице, не являясь при этом членами ее команды. Ранее на неделе она провела тренинги с новыми сотрудниками, помогла коллеге с презентацией и согласилась на организацию корпоративного праздника.

Когда же пришло время для повышения в должности, ее достижения в команде в сочетании с отличными результатами работы должны были принести ей «верную победу». Вместо этого сначала ее промоушен отложили на полгода, а затем на год.

И эта печальная реальность затрагивает разные сферы деятельности в разных странах мира. Женщины вносят большой вклад, но отдачи получают меньше. Руководствуясь глубоко устоявшимися гендерными стереотипами, мы ожидаем, что мужчины будут амбициозными и нацеленными на результат, а женщины будут при этом оказывать поддержку. Когда же мужчина предлагает свою помощь, мы осыпаем его похвалой и благодарностью. Но когда помогает женщина, мы не чувствуем себя обязанными ей. Ведь по нашему мнению она должна оказывать поддержку, ведь так? Она хочет играть в команде. И обратное тоже является правдой. Когда женщина отказывается помочь коллегам, окружающим она начинает меньше нравиться, и ее карьера из-за этого страдает. Но когда мужчина говорит «нет», отрицательной реакции с нашей стороны за этим не следует. Мужчин, которые не помогают, считают «занятыми», а женщин почему-то «эгоистичными».

В рамках исследования, проведенного психологом Мейдлин Хельман из Нью-Йоркского университета, участники оценивали показатели работы сотрудников мужского и женского пола, которые оставались или не оставались после работы, чтобы помочь своим коллегам подготовиться к важной встрече. Так вот за помощь и за то, что он задержался на работе, мужчина получил на 14% выше положительную оценку по сравнению с женщиной. Но когда оба отказались помогать, женщину на 12% оценили ниже, чем мужчину. Снова и снова при оказании равнозначной помощи у мужчины было больше шансов получить повышение, принять участие в важных проектах и получить бонусы. Женщине же приходилось оказывать поддержку лишь за тем, чтобы получить такую же оценку, как получал мужчина, который ее не оказывал.

Совсем недавно одну знакомую нам женщину – старшего руководителя во время заседание правления, где присутствовали младшие по должности коллеги-мужчины, председатель правления попросил принести ему воды.

Профессор Гарвардского университета Розабет Мосс Кантер выяснила, что женщины выполняют львиную долю «домашней работы по офису», включающей административные задачи, которые имеют значение, но не приносят отдачи.

Кто-то должен всегда вести записи на совещаниях, участвовать в различных комитетах и планировать встречи. И как обычно это происходит с работой по дому, этот кто-то в большинстве случаев – женщина.

Джоан Вильямс, профессор колледжа права имени Хастингса при Калифорнийском университете, считает, что от женщин-профессионалов в сфере бизнеса, права и науки все еще ждут, что они будут приносить пироги, отвечать на телефонные звонки и вести записи. Причем вся эта деятельность не просто отнимает ценное время. Она мешает женщинам использовать возможности. У человека, который ведет аккуратные записи на встречах, просто не будет времени выдвинуть какое-то ценное предложение.

Когда мужчины оказывают помощь, они зачастую делают это публично. В то время как женщины ведут деятельность закулисно. Исследования показывают, что мужчины чаще вербально показывают, что вносят свой вклад – например, участвуя даже в необязательных встречах. А женщины, наоборот, оказывают поддержку в более частном порядке, принимая участие в затратных по времени видах деятельности. Когда, например, помогают другим или делятся опытом с младшими коллегами. Как заметил профессор Школы менеджмента Симмонса Джойс Флетчер, коллективный вклад женщин как будто игнорируется.

Поддержка людей как открыто, так и за кулисами, имеет важное значение для успеха компании. Исследования показывают, что команды с высоким уровнем взаимопомощи приносят больше прибыли, делают высокие продажи, характеризуются высоким качеством работы и положительными отзывами со стороны клиентов. Но в то же время за большие нагрузки приходится платить высокую цену с психологической точки зрения. Согласно анализу 183 различных исследований, проведенных в 15 странах мира в совершенно различных сферах деятельности, женщины значительно чаще чувствовали себя эмоционально истощенными. В своем стремлении заботиться о других женщины часто жертвуют собой. Среди каждых 1 000 сотрудников женщины на 80 человек больше мужчин выгорают на работе – в основном из-за того, что фигурально выражаясь, не могут сами воспользоваться кислородной маской, потому что в первую очередь стараются помочь другим.

Так же как нам все еще необходимо устанавливать баланс между работой по дому и заботой о детях, нам также нужно уравновешивать и оценивать работу в офисе. А это значит, что сначала надо признать отсутствие равновесия, а затем скорректировать его.

Многие организации регулярно оценивают достижения отдельных сотрудников. Почему бы тогда также не отслеживать тех, кто оказывает поддержку? Равное распределение коллективных задач, а не привлечение добровольцев, может также гарантировать то, что факт оказания поддержки будет замечен и правильно оценен.

Для женщин самое важное изменение начинается со сдвига в мышлении: если мы хотим заботиться о других, нам также нужно заботиться о себе. Один из наших коллег провел и проанализировал много различных исследований, показывающих, что женщины (и мужчины) достигают высочайших результатов в работе и при этом не испытывают сильного эмоционального перегрева именно потому, что умеют выставить приоритеты между своими потребностями и потребностями окружающих. Ставя заботу о себе наравне с беспокойством о других, женщины могут почувствовать себя менее альтруистичными. Но в то же время они могут добиться больше влияния и сохранить энергию. И в конечном итоге это приведет к тому, что они смогут сами дать больше.

В консалтинговой компании женщина-менеджер, которую оставили без повышения, смогла найти более эффективные способы оказания поддержки. Вместо того, чтобы встречаться один-на-один с десятком младших по должности коллег, она начала приглашать своих подопечных на групповые встречи. Это помогло ей сэкономить свое время и создать возможности для младших коллег помочь друг другу. Вместо того, чтобы сломя голову отвечать на вопросы посредством телефонных звонков, отнимающих массу времени, она написала список часто задаваемых вопросов и ответов и поделилась им с коллегами. А когда клиенты делали необоснованные запросы, вместо того, чтобы говорить о своей занятости, она объясняла, что это может привести к сбою работы ее команды. Мотивируя свой отказ заботой о других, у нее появилась возможность сказать «нет». И при этом все равно оставалось ощущение, что она заботится о других. После внесения подобных изменений ее в конечном итоге повысили.

Мужчина может помочь решить данную проблему, публично заявив о ней и высказав свою точку зрения. В одной из статей мы уже говорили, что у мужчин есть привычка занимать доминирующую позицию на встречах и прерывать женщин. Вместо того, чтобы хранить молчание, мужчины могут – наоборот – своим мнением привлекать внимание к вкладу женщин. Мужчины также могут сами оказывать поддержку, давая советы и делясь своим опытом. Во время одного из недавних мероприятий, которые мы посетили, 30 руководителей компаний собрались за одним столом, чтобы обсудить вопросы, связанные с решением проблемы гендерного неравенства. При равном количестве мужчин и женщин в комнате мы ожидали того, что вся административная работа в офисе падет на плечи женщины. Но единственный, кто все время вел записи, был основатель компании«Virgin Group» Ричард Брэнсон.

Часто говорят, что ни один хороший поступок не остается безнаказанным. Мы все можем извлечь выгоду, если будем мотивировать и мужчин, и женщин оказывать поддержку, а также равноценно премировать их за инициативность. Мы также надеемся, что и вы будете предпринимать шаги в данном направлении.

The New York Times

Перевела Нина Кузнецова, специально для Vласти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые