В среду, впервые за более чем пятьдесят лет, президент США Барак Обама заявил о полном восстановлении дипломатических отношений с Кубой и открытии посольства в Гаване. Президент пообещал снять оковы прошлого и избавиться от последних следов «холодной войны».
Заявление стало итогом 18-месячных тайных переговоров, в результате которых был освобожден заключенный. Переговоры проходили при посредничестве Папы Римского Франциска и были завершены посредством телефонного разговора между Обамой и президентом Кубы Раулем Кастро.
Историческая договоренность разрешила патовую ситуацию, сложившуюся между двумя странами, разделенными лишь 90 милями воды. И в то же время океаном недоверия и враждебности, зародившихся во времена Теодора Рузвельта в сражении при Сан Хуан Хилл, и ядерной конфронтации во время Кубинского кризиса.
«Мы покончим с устаревшим подходом, который на протяжении десятилетий не помогал нам продвигать свои интересы. Вместо этого мы начнем нормализовывать отношения между нашими странами», - заявил Обама в своем теле обращении к нации из Белого Дома. Договоренность даст возможность начать новую главу в отношениях двух стран Америки и положить конец политике, корни которой лежат в давних событиях.
Таким образом Обама решил обратиться к дипломатической территории, куда отказывались вступать последние десять президентов. А республиканцы, наряду с старшим демократом, быстро охарактеризовали сближение с семьей Кастро как политику умиротворения по отношению к ведущей в полушарии диктатуре. Законодатели со стороны республиканцев, в руки которых в следующем месяце перейдет контроль над Сенатом и Палатой представителей, дали понять, что они будут выступать против снятия 54-летнего торгового эмбарго.
«Весь политический сдвиг, объявленный сегодня, основан на иллюзии, лжи и снова иллюзии того, что усиление торговли и больший доступ к деньгам, а также товарам, приведет к политической свободе кубинского народа», - заявил сенатор Марко Рубио, республиканец из штата Флорида, сын кубинских иммигрантов. «Это лишь даст режиму Кастро, который контролирует все стороны жизни кубинцев, возможность манипулировать этими изменениями с целью увековечивания своей власти».
Хорошо это, или плохо, данный шаг стал драматическим поворотом в отношениях с островом, который поколениями очаровывал и дразнил своего крупного северного соседа. С 18-го века, когда сменяющие друг друга президенты стремились к контролю над ним, в воображении американцев Куба уже выглядела угрожающе. Задолго до того, как Фидель Кастро пришел с гор и захватил власть в 1959.
Его союз с Советским Союзом превратил Кубу в геополитическую горячую точку глобальной борьбы идеологии и власти. Президент Дуайт Эйзенхауэр первым наложил торговое эмбарго в 1960 и порвал дипломатические отношения с Кубой в январе 1961. Всего за несколько недель перед тем, как покинуть офис. И за семь месяцев до того, как родился Обама.
При президенте Джоне Кеннеди-младшем провальная операция «Bay of Pigs» («Залив свиней»), целью которой было свержение Кастро в апреле 1961, и 13-дневный скандал вокруг советских ядерных ракет, установленных на Кубе, закрепили за страной статус «нулевой отметки» в «холодной войне».
Но отношения оставались «замороженными» во времени после падения берлинской стены и даже развала Советского Союза, вызывая раздражение многочисленных президентов, которые ждали кончины Кастро и испытывали ложные надежды, когда он передал власть своему брату Раулю. Даже когда США строили отношения с такими коммунистическими странами, как Китай и Вьетнам, Куба оставалась одной из немногих наций – наряду с Ираном и Северной Кореей – у которых не было официальных отношений с Вашингтоном.
Обама долгое время выражал надежду на трансформацию отношений с Кубой и даже смягчил некоторые ограничения на передвижение в 2011. Но дальнейшие шаги оставались несостоятельными. Пока Куба содержала в заключении Алана Гросса, американского государственного служащего, арестованного в 2009 и приговоренного к 15 годам в кубинской тюрьме за попытку установки спутникового телефонного оборудования, которое давало возможность тайно подключаться к интернету.
После переизбрания Обама решил сделать Кубу приоритетом своего второго президентского срока и санкционировал тайные переговоры посредством двоих советников – Бенжамина Роудса и Рикардо Зунига – которые провели девять встреч с кубинскими представителями, начиная с июня 2013. Большинство из которых проходили на территории Канады, имеющей связи с Гаваной.
Папа Римский Франциск внес свой вклад в переговоры посредством писем, адресованных Обаме и Раулю Кастро. Также в Ватикане проходила заключительная встреча в октябре.
Обама разговаривал с Раулем Кастро по телефону во вторник, чтобы закрепить достигнутое соглашение. Разговор длился более 45 минут, став первым прямым предметным контактом между лидерами двух стран за более, чем 50 лет.
В среду утром Гросс вышел из кубинской тюрьмы и сел на американски военный самолет, который доставил его в Вашингтон. Бывшего заключенного сопровождала жена Джуди. За сандвичем с солониной и ржаным хлебом, приправленным горчицей, Гросс принял телефонный звонок от Обамы.
«Он возвращается туда, где его дом. В Америку, где живет его семья. Он возвращается домой к Хануке», - позже сказал Обама.
Со своей стороны США отправили домой троих заключенных кубинских шпионов, которые были арестованы в 1998 и стали частью известного судебного процесса для гаванского правительства. Согласно одному из чиновников американского правительства, их обменяли на Роландо Саррафа Трухийо. Кубинца, который работал в качестве агента американской разведки и находился в кубинской тюрьме около 20 лет.
Технически Гросс не был частью сделки. По словам чиновников. Но его выпустили по «гуманитарным причинам». Хотя это определение критики не считают убедительным.
США смягчат ограничения в отношении денежных переводов, путешествий и банковских операций. А Куба расширит доступ к интернету, а также освободит 53 кубинца, которых американская страна рассматривает в качестве политических заключенных. И хотя режим эмбарго будет сохраняться, президент призвал к честным и серьезным дебатам о его снятии, что потребует определенных действий со стороны Конгресса.
Рауль Кастро тем временем выступил на кубинском телевидении, вещая с экрана без особого вступления и объявив о том, что у него был телефонный разговор с Обамой во вторник.
«Мы смогли продвинуться вперёд в решении некоторых вопросов, представляющих взаимный интерес для обеих стран», - объявил он, подчеркнув освобождение троих кубинцев. «Решение президента Обамы заслуживает уважения и признания нашего народа».
«Это никоим образом не означает, что суть вопроса решена. Экономическая, коммерческая и финансовая блокада, в результате которой наша страна терпит огромные человеческие и экономические убытки, должна прекратиться». Но он также добавил, что «прогресс в беседах доказывает, что можно найти решения многим проблемам».
Обама играет на том, что возобновление отношений с Кубой больше более не является политически немыслимый затеей. Учитывая сдвиг поколений между кубинцами и американцами, где многие дети эмигрантов открыты к изменениям. Согласно опросу издания «The New York Times», проведенного в октябре, каждые 6 из 10 американцев поддерживают возобновление отношений с Кубой,
Шаг, предпринятый Обамой, поддерживается католической церковью, американской Торговой палатой, правозащитной организацией «Human Rights Watch» и основными игроками в сфере сельского хозяйства.
На пресс-конференции в Вашингтоне Гросс заявил, что поддерживает шаги Обамы к нормализации отношений с Кубой. А также добавил, что испытания, которые ему пришлось пройти самому, а также несправедливость, с которой обращались с кубинским народом, были следствием политики двух враждующих между собой правительств.
«Пятьдесят пять лет истории показывают нам, что подобная враждебность препятствует правильным суждениям», - заявил Гросс.
«Злом зла не поправишь. Условия игры кардинально меняются. И полностью поддерживаю это».
Но лидеры из числа республиканцев, включая спикера Палаты Джона Бейнера и вступающего в права лидера большинства в Сенате сенатора Митча МакКоннелла, не поддерживают. В дополнение к Рубио два других потенциальных кандидата на пост президента от республиканцев присоединились к стороне критиков. Сенатор Тед Круз из Техаса назвал предпринятый Обамой шаг «очень, очень плохой сделкой». А бывший губернатор Флориды Джеб Буш заявил о том, что она отрицательно сказывается на стремлении к свободной и демократичной Кубе.
Лидер демократов согласен с этим. «Не надо думать, что Куба проведет реформы только потому, что американский президент верит в том, что если он протянет руку мира, братья Кастро тут же разожмут свои кулаки», – заявил сенатор из Нью-Джерси Роберт Менендес, уходящий с поста председателя комитета Сената по международным и кубино-американским отношениям.
Решение Обамы поможет смягчить ограничения передвижения для семейных визитов, общественных выступлений, а также профессиональной, образовательной и религиозной деятельности. Но обычный туризм все еще будет оставаться под законодательным запретом. Обама также даст разрешение на расширение связей в банковской сфере. В Кубе станет возможным использовать кредитные и дебетовые карточки. А американские туристы смогут вывозить из Кубы товары стоимостью до $400, включая табачную и алкогольную продукцию на сумму до $100.
«Последние 50 лет показали, что изоляция не работает” – заявил Обама. «Пришло время для нового подхода».