Казахстанский полит-арт - сравнительно робкий, но уже есть

Тогжан Калиаскарова, Vласть

 

В Казахстане политические перформансы редкость, но в интернете ежедневно появляется вижуал - картины, плакаты, ролики, в которых иллюстрируются социально-политические настроения в стране. Vласть поговорила с несколькими казахстанскими креаторами об их полит-арте.

Зачастую арт-люди намеренно эпатируют публику, чтобы быть замеченными. По сути ставшие глобально известными Pussy Riot тоже действовали по этой модели. Балансируя на или за гранью закона, художники осознанно упаковывают свой месседж максимально эксцентрично.

Российский художник Петр Павленский в одночасье стал ньюсмейкером благодаря своим экстремальным акциям. Аналогично прославилась арт-группа «Война». Их работы - современное урбанистическое искусство и одновременно гражданская позиция.

В одной из своих акций Павленский зашивал себе рот у Казанского собора в поддержку панк-группы Pussy Riot, в другой, лежал у законодательного собрания Санкт-Петербурга окутанным в колючую проволоку, таким образом, протестуя против репрессивной политики властей в России. В прошлом году художник прибил часть своего полового органа к брусчатке Красной площади в Москве, тем самым «поздравив» российских полицейских с профессиональным праздником.

В коллекции работ казахстанского художника Серика Буксикова нет зашитых ртов и прочих акций «на крови», но у него много работ посвященных социальной и политической жизни Казахстана. Буксиков в своих работах изображал отца Софрония, митинги и просто «мещан», которые привыкли жить под «указку телевизора».

Буксиков уверен, что казахстанцы должны понять значимость культуры и искусства в масштабах государства. «Бескультурным быдлом легче управлять» - считает он.

- В обыденной жизни в среде обычных людей видны идеи, насаженные телевидением. Люди получили «диванные» дипломы по политологии. На самом деле - это результат успешной информационной войны, и не в нашу пользу. Но достаточно увидеть визуально картинку в сети, по телевизору и можно заметить огрехи наспех сфабрикованной каши, сваренной для очередного обмана людей.

Художник берет для своих работ «достоверный материал», очищенный от чужого мнения, который сложно исказить: «Я не придумываю рисунки. Я лишь трансформирую то, что вижу сам».

А «цифровые работы» дизайнера Эльдара Кыдырмолаева можно охарактеризовать фразой «смех сквозь слезы». На первый взгляд юморные плакаты Кыдырмолаева вызывают улыбку на лице, а следом некое отвращение от действительности.

«В советском союзе плакаты несли просто огромный смысл в диалоге с людьми. Рисованные плакаты, броские, с точными, достаточно резкими высказываниями можно было встретить повсюду – в школах, на вокзалах, в ресторане, в приемной директора. Вот и я решил сделать нечто подобное. Я не сведущ в политике и не хотел обидеть в своих плакатах господ политиков, я всего лишь изобразил то, что часто обсуждают люди в интернете», - рассказал нам дизайнер.

Кыдырмолаев подчеркивает, что никогда не придумывает героев и сценарии для своих работ, а всего лишь переносит «на бумагу» мнение и мысли казахстанцев. «Возможно, мои работы и критикуют, мне об этом неизвестно, обществу мои плакаты вроде как нравятся, а это главное», - резюмирует он.

Журналист и кинорежиссер Тулеген Байтукенов выражает свою гражданскую позицию путем работы над короткометражными фильмами на актуальные темы в стране.

«Замечательно когда короткометражные фильмы привязаны к актуальным событиям в стране, это повышает внимание и интерес к работе. Короткометражные фильмы, грубо говоря, тот же самый демотиватор, только в видео-формате. Очень легко создавать видео-ролики на темы, которые изначально попахивают абсурдом», - рассказал он Vласти.

Байтукенов отметил, что не каждая актуальная тема, которая «рождается» в не самые благополучные в стране времена способна стать пищей для творческого человека. «К примеру, делать короткометражку на тему ввода российских войск в Украину – это было бы не совсем правильно. Грубо говоря, там стебаться не над чем», - добавил он.

Тулеген Байтукенов уверен, что общество не всегда может напрямую повлиять на события, происходящие в государстве, но всегда может показать свою реакцию, высказать свое мнение разными путями.

«Как реагировать на социально-политические события в стране? Можно поддаться депрессии, закрыться в глухую защиту, а можно относиться к этому с юмором, в противном случае, все эти события будут гораздо тяжелее нами восприниматься. Юмор помогает пережить все эти абсурдные, неприемлемые события, которые вспыхивают в стране. Так было всегда. К примеру, в старину в России часто обсмеивали запрет церкви на скоморохов, или казахи высмеивали на айтысах те или иные события», - отметил он.

Байтукенов добавил, что в Казахстане много талантливых людей, но не у всех хватает гражданской позиции высказать через искусство свое собственное мнение. Также, по его мнению, многие казахстанские художники считают, что искусство не должно пересекаться с политикой и социальной жизнью страны, «в этом есть доля правды, но с другой стороны, искусство в отрыве от жизни тоже не может существовать».

По словам Николя Журну, художника-карикатуриста из Франции, который несколько лет живет и работает в Алматы, он встречал казахстанских художников, которые выражают свои мысли через картины для СМИ. «Но их совсем мало, и они работают только в рамках того или иного СМИ, не выходя за пределы газеты или журнала, и у них не такие острые и прямые иллюстрации, как в Европе. На мой взгляд, любое политическое или социальное событие – материал над которым и с которым работает художник как гражданин той или иной страны. У каждого события, происходящего в стране, есть огромный креативный потенциал, к примеру, графический символ, который можно легко использовать в качестве сильного образа или лозунга. Именно это мы давно наблюдаем в интернете, всевозможный фотомонтаж, мемы и демотиваторы», - рассказывает Журну.

- Можно с уверенностью сказать, что там, художник, который реагирует и комментирует ту или иную ситуацию в стране, это отдельная профессия, которая существует более 150 лет. Сегодня реакция творческих людей на социально-политические события в стране – это традиция, которая часто воплощается в СМИ и в любых митингах и демонстрациях. К примеру, плакаты, нарисованные французскими студентами в 1968 году, до сих пор пользуются большой популярностью по всему миру.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые