• 6124
Почему Казнет де-факто - неказахстанский? На этот вопрос очень конкретно и аргументированно отвечает известный эксперт Бекнур Кисиков. Армия казахстанских юзеров растет просто дикими темпами. Но, увеличивая число казахстанских Интернет пользователей, мы формируем и пополняем аудиторию иностранных сайтов. В этих условиях государству и инвесторам необходимо обратить внимание на эту проблему и стимулировать перспективнейший сегмент экономики.

 

Бекнур Кисиков, вице-президент Казахстанской Франчайзинговой Ассоциации, президент Интернет Агентства  Cafla, специально для Vласти

 

 

Согласно данным Министерства транспорта и коммуникаций РК в 2012 году число казахстанских пользователей Интернета превысило 9,4 миллиона человек. При этом поражает динамика роста, если в 2011 году пользователей  было  5 миллионов 600 тысяч, то только за неполный год армия «юзеров» увеличилась почти на 4 миллиона.  С такими темпами недалек тот день, когда 100% казахстанцев будут обеспечены доступом во Всемирную Сеть. 

 

Да, в стране создаются все условия для  так называемого «комфортного Интернета»: снижаются цены,  увеличивается лимитный трафик,  улучшается  скорость передачи данных, появляются новые линии, и улучшается ассортимент доступа в Интернет. И огромная роль во всем этом принадлежит АО «Қазақтелеком», выступающей  под торговой маркой  «Мегалайн». Но также увеличивается на рынке доля альтернативных Мегалайну подключений, которые обеспечиваются Интернет провайдерами в лице операторов мобильной связи  или  кабельного телевидения.

 

В то же время, согласно данным  Казахского Центра Сетевой Информации (КазНИК), в казахстанском доменном пространстве зарегистрировано 71754 доменов,  но «живых», т.е. работающих сайтов среди них не более 25%. от общего количества. Эти сайты и составляют  так называемый «казахстанский контент», который явно не удовлетворяет отечественного пользователя, который, если исходить из трафика, больше пребывает на зарубежных ресурсах.

 

Иначе говор, фактически, увеличивая число казахстанских Интернет пользователей, мы формируем и пополняем аудиторию  иностранных сайтов.

 

Отечественные  Интернет пользователи прочно оккупировали зарубежные Интернет площадки:   2.5 миллионов юзеров  являются пользователями сети ВКонтакте, примерно такое же количество  представлено в  сети «Мой мир», полмиллиона  сидят в Одноклассниках , 460 000 в Facebook.

 

Традиционной  почтой отечественных юзеров является mail.ru, здесь мы отстаем только от самих россиян, опережая даже украинцев  с их 7.3% против наших 8.6%.Основные поисковые запросы казахстанцев  идут через Google  и Yandex, и только потом – через тот же Mail.ru. Многие пользователи  даже не догадываются о существовании казахстанских поисковых систем, таких, как например Kaz.kz, Rumba.kz, Qwate.kz.

 

Конечно, следует признать, что международные поисковые системы обладают более расширенным функционалом и дополнительными опциями.  Но отечественные поисковики постоянно улучшают алгоритм поиска  и  имеют достаточно релевантный результат поиска.

 

Как говорилось выше, из 71 754 зарегистрированных доменов реально действует не более четверти. И немалая часть  из этих 25%   чаще всего имеют внешний хостинг. Одной из самых популярных хостинговых площадок  казахстанских сайтов является Ucoz, на серверах и субдоменах которой  традиционно «паркуются» многие казахстанские Интернет-ресурсы. Кстати,  Ucoz  находится на 11-ой  позиции в списке самых посещаемых казахстанцами Интернет ресурсов согласно данным  Alexa.com . Возглавляет же список все тот же  Mail.ru.

 

Конечно, в результате действия  п.6  Приказа Министерства связи и информации Республики Казахстан №220 от 7 сентября 2010 об   обязательном расположении доменного имени  .kz на  казахстанском серверном оборудовании, многие сайты вынуждены  были получить казахстанскую «прописку». Но часть сайтов традиционно «паркуются» на неказахстанских серверах, так как иностранные  провайдеры имеют благоприятные условия, гибкие тарфиы, доступные цены и лучшие пропускные способности. 

 

Этот приказ вынудил часть сайтов уйти в другую доменную зону, как правило, в ru или com. К тому же,  высокая цена на регистрацию доменов в зоне Kz  также способствует оттоку сайтов в другие доменные зоны. И можно сказать, что часть  казахстанского контента находится в других доменных пространствах.

 

Но следует заметить, что  на казахстанском рынке появились  новые игроки с приемлемыми  ценами как на хостинг, так и на регистрацию доменов, что формирует отечественный конкурентоспособный сектор.  В частности,  казахстанский домен можно зарегистрировать у регистраторов уже за 1800 тенге (раньше домены стоили 3808 тенге).

 

А некоторые хостинг провайдеры предлагают почти демпинговые цены на хостинг.  Но чаще всего низкая цена отражается на качестве, а в целом местный хостинговый рынок не удовлетворяет потребностей владельцев сайта.

 

Еще один сегмент Казнета, где доминируют иностранные бренды – электронные доски объявлений и каталоги/справочники. Самыми популярными универсальными площадками объявлений у казахстанцев являются своеобразные «веб - филиалы»  иностранных  ресурсов:  Slando.ru, Olx.ru, Irr.ru  и т.д.

 

И я не погрешу против истины, если скажу, что большая часть потоков и без того небольшого казахстанского рынка Интернет рекламы формируется на зарубежных ресурсах. А рынок контекстной и поисковой рекламы полностью контролируют рекламные программы известных поисковиков.

 

Да, контент Казахстана сегодня беден,  и беден из-за плохой монетизации. Каждый проект должен подкрепляться финансовой самоокупаемостью. Но наши инвесторы неохотно вкладывают в Интернет-стартапы, а на банковские кредиты такие проекты не рассчитаны.  

 

Государственная программа по поддержке казахстанских сайтов только начала свою работу  и говорить о результатах пока рано. Правда не каждый сайт сможет участвовать в этой программе, так как  по условиям программы  на поддержку могут рассчитывать только ресурсы с  уникальными посетителями от 6000 до 200 000 в день, и обязательно из Казахстана. Таким количеством посетителей могут похвастаться  только самые популярные порталы Казахстана, которым  не требуется поддержка в виде хостинга.

Что же нужно казахстанскому пользователю, что он ищет  не «в Казнете»? Как показывает анализ поисковых запросов, отечественных юзеров интересуют новости,  медиаконтент, справочная информация и др.. Последние поправки в Закон об авторском праве оскуднили и без того  небогатый  казахстанский Интернет-ландшафт, что привело  к увеличению внешнего трафика.  Но, согласно международной практике, одним из факторов, способствующих самоокупаемости Интернет-проектов  является  как раз таки практика платы за контент, что  на сегодняшний день не очень популярно в Казнете.

 

Тем не менее, благодаря многим энтузиастам в Казнете появляются интересные проекты, которые возможно не являются самоокупаемыми, но  занимают  ниши и формируют качественный казахстанский контент.  Вкачестве примера можно отметить такие популярные  Интернет СМИ, как  tengrinews.kz, vlast.kz, abai.kz, фотоблог voxpopuli и др.

 

Конечно,  Интернет-сфера Казахстана -  сравнительно небольшой сегмент экономики, по сравнению с другими секторами. И, согласно разным оценкам, совокупный оборот  рынка Интернет услуг не превышает полмиллиарда долларов, т.е.  не достигает 1% в ВВП  страны. 

 

К сведению, самой большой долей Интернет-сектора в  ВВП страны может похвастаться   Великобритания (8,3%). Пятерка мировых лидеров по данному показателю выглядит следующим образом:

  1. Великобритания (8,3%);
  2. Южная Корея – 7,3% ($1 трлн) ;
  3.  Китай – 5,5% ;
  4.  Япония – 4,7% ;
  5.  США – 4,7% ($14,5 трлн).

В России  этот показатель  составляет 2%. Но Интернет-сектор - динамичный и имеет высокий потенциал для роста по сравнению с другими отраслями экономики. Поэтому, как никогда важно уже сегодня привлекать инвесторов к Интернет-стартапам и  сформировать казахстанскоий пул коммерческих проектов.

 

 

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики