Новые фермеры. ​Как в Казахстане создают бизнес по выращиванию органической продукции

Данияр Молдабеков, Vласть

Фото Равката Мухтарова

В конце мая 2016-го в Алматинской области презентовали проект Social Farm Agropark – около 100 гектаров земли в предгорьях Алатау, на которой планировали обучать и консультировать фермеров, выращивать органическую продукцию и создать несколько отечественных брендов. Благо, участки на территории Social Farm разделены. На одном участке, например, можно организовывать пасеку, на другом – растить лекарственные травы.

Начало Social Farm Agropark было положено в 2014 году, когда казахстанец Алим Сайлыбаев и британец Алистер Клайн, работавшие над фермерскими проектами (в том числе) для международных организаций, написали проект агропарка для «одной инвестиционной компании в Казахстане».

«Но тот проект не получил развития. Эта модель стала основой нового проекта Агропарка, идею и концепцию которого мы придумали с Ринатом (Фазылбековым – V) в начале 2015-го. Мы с Ринатом близкие друзья и знакомы с 2012 года, когда я создавал Пространство ЛЕС (коворкинг центр – V). Ринат и его супруга Катя Никонорова мне очень помогли с ЛЕСом в то время. Весь 2015 год мы с Ринатом и Алистером изучали ситуацию по многим аспектам, развивали концепцию и изучали рынок. В 2016-м приступили к реализации проекта, и в мае познакомились с Ириной (Проференко - V) на семинаре по эко-строительству, который мы организовали совместно с Денисом Теном – владельцем эко-фермы. Ирина присоединилась к команде в июне», - Сайлыбаев вспоминает, как создавался проект.

Vласть попыталась разобраться, что его основатели сумели достичь за полгода, которые работает проект, что они планируют, а также, что может помешать агропарку в будущем.

Сейчас

Одна из целей агропарка – выращивать свежие и экологически чистые продукты, а потом их продавать. В агропарке, анонсируя проект, говорили, что их задача – ввести на казахстанский рынок 5 брендов. «Пять брендов, - говорит Ринат Фазылбеков, - это пока, на самом деле, такое прикидочное число, их может быть и больше. Мы завозим диверсифицированные фермы, где есть очень большое разнообразие продуктов. Это не монокультурная ферма, где мы просто выращиваем, например, 400 тысяч гектаров пшеницы. Нет, мы выращиваем по полгектара, по четверти, по десять соток. И, раз уж мы технопарк, мы собираемся работать с разными культурами. В разных секторах, направлениях».

Сейчас конкретный результат, если говорить о собственных продуктах, достигнут в одном: в агропарке организовали пасеку. Первый сбор меда продали осенью.

«Но я должен сказать, что доход нашей фермы от сельского хозяйства процентов 25, максимум 30. Остальное – услуги и сервисы для фермеров и потребителей. Это образовательные и консалтинговые услуги. Те наделы, которые у нас есть, предназначены для того, чтобы мы для себя – для нашего ресторана, для нашей продукции – выращивали сырье. В целом же эти поля имеют демонстрационный характер, образовательный», - заметил Сайлыбаев.

На данный момент агропарк провел только один семинар – бесплатный и совместный с ТОО «Казахский научный исследовательский институт зашиты и карантина растений им. Ж. Жиембаева».

Что до консалтинговых услуг, то сейчас в агропарке работают с двумя хозяйствами. «Эту область консалтинга мы назвали агродизайн. Это создание бизнес-модели для небольших органических хозяйств. Консалтинг включает в себя также разработку агро-технологической карты, включающей в себя выбор культур и все агро-технические мероприятия по выращиванию, а также интегрированное научное сопровождение специалистами НИИ защиты и карантина растений», - говорит Сайлыбаев.

Потом

Весной в агропарке посадят лечебные травы и салатные смеси. Эта продукция пойдет на продажу, а участок, на котором вырастят эти культуры, пригодится для консалтинговых услуг и семинаров. В агропарке считают, что это поможет и им, и фермерам неплохо заработать. «Сейчас мы совместно с институтом защиты растений готовим демонстрационную делянку для лечебных растений и трав. Никто из фермеров не занимается лечебными травами. Квадратов 500-600 – этого достаточно для примера и обучения, демонстрации технологий, но и для продаж. Килограмм такой травы стоит восемь долларов. Это очень прибыльный бизнес», - поясняет Сайлыбаев.

Весной же руководство агропарка посадит экопродукты, «цветы и редкие виды цветов, которые сейчас полностью везутся из-за рубежа», а также запустит площадку электронной торговли (со службой доставки), где выставят продукцию, выращенную в агропарке. «Электронная коммерция позволяет к чертям убрать всех посредников», - говорит Сайлыбаев, имея в виду нынешнюю зависимость аграриев от многочисленных посредников.

Также в планах – строительство ресторана на территории агропарка и помощь по созданию подобных агропарков в других областях Казахстана. «Со следующего года начнем помогать создавать такие агропарки в областях», - сказал Сайлыбаев.

Основной инвестор вложил в проект, не считая инфраструктуры и земельных участков, порядка $300-400 тыс. Но доходы от производства свежей фермерской продукции, по ожиданиям основателей проекта, начнут окупаться на четвертый год. Обучение и консультации, которые проходят наглядно, на участках, могут принести прибыль уже в первый год, что следует из краткого описания проекта.

В любом случае, как подчеркнул со-основатель агропарка Алистер Клайн, инвесторам (в их число, кстати, может войти любой желающий) не стоит ожидать быстрого возврата своих вложений. «Знаете, я работал над подобными проектами в Африке, Албании, Болгарии и на Ближнем Востоке. На то, чтобы запустить такой проект уходит в среднем 6 месяцев. Для этого требуется одобрение государства, решения финансовых вопросов и инвестиции. Инвесторам не стоит рассчитывать на быстрый возврат вложенных средств. Это ведь не производство товаров или мебели. На это в среднем уходит семь лет, в лучшем случае пять лет», - говорил Клайн.

С ним согласен Сайлыбаев: «Да, инвестиции окупятся на 4-5 год. 24-25% прибыли – это 4 года, на пятый год все окупается».

Что может этому помешать?

Основатели не видят никаких препятствий, кроме лишнего вмешательства государства – как на законодательном, так и на практическом уровне.

«Есть одна, пожалуй, ключевая проблема, с которой мы сталкиваемся из-за негибкого законодательства. Например, сельскохозяйственные угодья, они должны иметь конкретные назначения», - говорит Ирина Проференко, подчеркивая, что агропарк включает в себя «и сельское хозяйство, и пастбища, многолетние растения, деревья, пашню, ресторан, туризм, все вместе»

«Сейчас уже просто диверсификация требует разного производства», - добавила она.

Таким образом, приходится тратить лишние силы и время. «Приходится брать, и эти 10 гектаров делить по полтора, по пол, по два гектара, выводить, допустим, один в туризм, один еще куда-то… А сейчас мораторий на смену назначения земли до нового года. И это очень мешает», - согласен с коллегой Сайлыбаев.

В агропарке, по его словам, столкнулись и с другими препонами со стороны государства. «Сейчас, допустим, на нашем участке, у одного из наших землевладельцев, большие проблемы с надзирающими органами Талгарского района. Он улучшил дорогу, которая там была, 3 км отстроил, отремонтировал. Тут же там начали строиться его соседи, а местная администрация, которая ранее довольно равнодушно отнеслась к проекту, сейчас присылает своих людей. Они придираются то к одному, то к другому. Присылали каких-то братков, которые говорили: ты кто такой, ты что здесь делаешь? Мы будем жить по нашим правилам, ты тут нам не мешай. Короче, какой-то феодальный бред. Не знаю, средневековье», - сказал Сайлыбаев.

По этому поводу он и его коллеги встречались с акимом Талгарского района. Они хотят встретиться и с акимом области. «Все, что мы сейчас хотим от государства, чтобы оно не мешало», - пояснил Сайлыбаев.

Репортер интернет-журнала Vласть

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые