Экибастузский завод «Проммашкомплект» собирается в следующем году вводить вторую линию по обработке колес для железнодорожного транспорта
«Проммашкомплект» расширяет производство

Ризабек Исабеков, специально для Vласти

«Проммашкомплект» заработал пять лет назад на месте заброшенного завода, теперь он подводит итоги первой пятилетки: 570 рабочих мест, 46 тысяч колес в год и большие планы на будущее.

Сотрудник завода Зейнолкабиден Макашев говорит, что почувствовал себя молодым, когда стал работать на «Проммашкомплекте». Настолько, что в 50 лет решил получить высшее образование. И сегодня у него есть диплом!

— Знаете, почему пошел учиться? Потому что у меня есть мечта! Сейчас я – бригадир, а хочу работать мастером или начальником участка. Я будто стал моложе на заводе, — смеется Зейнолкабиден Макашев.

До прихода на «Проммашкомплект» он 20 лет проработал на железной дороге. На заводе с первых дней. Он даже раньше пришел сюда – за год до открытия.

— Здесь были только стены старого ремонтного завода, все разрыто. Путей железнодорожных не было, конечно. Я собирал их с моими коллегами-друзьями. То, что мы видели в 2011 году, когда начинали строить, и то, что видим сейчас, это земля и небо! — рассказывает Зейнолкабиден Оразович.

Зейнолкабиден Макашев собирает крестовины. Работа трудоемкая, штучная. Кроме того, наш герой подготовил 10 учеников. Он все повторяет, что гордится своими ребятами, которые работают отлично.

— На работу я иду как на праздник! Не думайте, что меня попросили так сказать, мне нечего и некого бояться. Я всегда говорю честно и от души.

В 2011 году на месте нынешнего «Проммашкомплекта» были лишь пустующие цеха заброшенного некогда ремонтно-механического завода. Сегодня здесь станки лучших производителей мира – Австрии, Беларуси, Германии, Италии, России, Украины и Швейцарии, которые позволили создать крупное производство колес для железной дороги, ремкомплектов, крестовин и стрелочных переводов.

«Проммашкомплект» не просто уникальное предприятие. Таковых в мире единицы. Производителей ракетных комплексов, запускаемых в космос и на другие планеты и то больше, чем создателей колес для железнодорожного транспорта.

Предприятие может выйти на любой рынок, говорит гендиректор Railways systems kz Артур Хачатурян. По его данным, в 2016 году на заводе выпущено порядка 50 тысяч колес, 650 стрелочных переводов, 2 200 крестовин, 2 500 ремкомплектов. Ежегодный прирост продукции составляет 5-7 процентов.

Всего за пять лет работы в завод вложено порядка 10 миллиардов тенге кредитных средств. Сегодня мощность предприятия позволяет производить 75 тысяч колес в год. Однако руководство «Проммашкомплекта» планирует в 2018 году ввести вторую очередь, что позволит выпускать до 200 тысяч штук в год. Объем инвестиций этого грандиозного проекта порядка 51 миллиарда тенге.

— Надеемся запустить вторую очередь примерно через год. Тогда у нас будет создано еще 400 рабочих мест. Завод построен с нуля при поддержке государства. Это уникальное высокоточное производство, позволяющее удовлетворить не только потребности национального рынка, но и смело смотреть на рынки стран Европы и Азии, — говорит председатель совета директоров компании «Проммашкомплект» Даулет Сыздыков.

Он отмечает, что «Проммашкомплект» получил сертификацию IRIS – Международного стандарта железнодорожной промышленности Ассоциации европейской железнодорожной техники, а это показатель высокого экспортного потенциала завода.


Сегодня на «Проммашкомплекте» работает около 600 человек, большая часть из них, а именно 60% – это молодые кадры. Средний возраст сотрудников — 31 год, а средняя зарплата – 173 тысячи тенге.

— Откуда наши кадры? Сотрудничаем с вузами, техникумами, учебными комбинатами. Мы, как и привлекаем молодежь, так и делаем ставку на опытные кадры. Работодатель обязан оплачивать учебу своих сотрудников и повышение квалификации, поэтому на предприятии открыт учебный комбинат, где наши сотрудники походят обучение без отрыва от производства. Мы выкупили два заброшенных дома по 60 квартир в каждом, провели их реконструкцию, предоставили сотрудникам служебное жилье. Люди у нас работают семьями, - говорит Артур Хачатурян.

«Проммашкомплект» уверенно можно назвать и кузницей кадров. Примеров тому множество, приведем лишь пару. Нынешний гендиректор Станислав Цупа прошел путь к руководителю предприятия от рядового механика. Недавний замдиректора Иван Дычко также миновал все ступени – слесарь, начальник участка, заместитель начальника цеха, а сегодня его пригласили на другое предприятие.

«Проммашкомплект» смог выйти на лидирующие позиции по поставке железнодорожного оборудования для казахстанских компаний и начал экспортные операции. Сегодня компания успешно сотрудничает с АО «Национальная компания «КТЖ», АО «КазТемирТранс», ТОО «Камкор Вагон», компанией «Камкор Локомотив», Казахстанской вагоностроительной компанией, ТОО «Богатырь Комир», являясь непосредственным участником программы импортозамещения в Казахстане.

— Наше стремление, чтобы казахстанское содержание было 100-процентным, — отмечает Хачатурян.

Потребление АО «Казахстан темир жолы» (КТЖ) составляет порядка 45 % продукции «Проммашкомплекта». В этом году будет готовиться продукция для Молдовы, Грузии и Туркменистана. Завод готов сотрудничать с Южной Кореей, Индией и Ираном. Станки «Проммашкомплекат» позволяют делать колеса диаметром от 700 до 1200 мм.

В 2016 году «Проммашкомплект» подписал официальный контракт с ЗАО «Азербайджанские Железные Дороги» на поставку стрелочной продукции. Готовятся к подписанию соглашения с компаниями ряда зарубежных государств.

Елена Филиппова работала когда-то медсестрой, но сейчас ее по-настоящему увлекает работа на «Проммашкомплекте».

— Из куска металла, из обычной полосы получается изделие. Это же интересно! – говорит с улыбкой Елена.

Она пришла на завод, когда он только открылся. Знала, что может быть полезной, и вот позади пять лет работы контролером ОТК. Сегодня она возглавляет бригаду контроля на заготовительном участке. Елена не скрывает, что первые восемь месяцев отработала техничкой. Параллельно она училась на контролера в учебном центре.

Супруг Елены – Дмитрий Филиппов тоже работает на «Проммашкомплекте», он возглавляет столярный цех. Их сын Иван тоже пошел по стопам родителей – решил связать жизнь с железной дорогой, учится сегодня на помощника машиниста.

— Железная дорога есть, была и будет всегда. Всегда по ней будут ездить поезда – грузовые или пассажирские. Меня в «Проммашкомплекте» привлекло то, что мы с супругом сразу поняли, что можно быть уверенными в завтрашнем дне, в стабильности предприятия, - отмечает Елена Филиппова.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики