«Проммашкомплект» заработал пять лет назад на месте заброшенного завода, теперь он подводит итоги первой пятилетки: 570 рабочих мест, 46 тысяч колес в год и большие планы на будущее.
Сотрудник завода Зейнолкабиден Макашев говорит, что почувствовал себя молодым, когда стал работать на «Проммашкомплекте». Настолько, что в 50 лет решил получить высшее образование. И сегодня у него есть диплом!
— Знаете, почему пошел учиться? Потому что у меня есть мечта! Сейчас я – бригадир, а хочу работать мастером или начальником участка. Я будто стал моложе на заводе, — смеется Зейнолкабиден Макашев.
До прихода на «Проммашкомплект» он 20 лет проработал на железной дороге. На заводе с первых дней. Он даже раньше пришел сюда – за год до открытия.
— Здесь были только стены старого ремонтного завода, все разрыто. Путей железнодорожных не было, конечно. Я собирал их с моими коллегами-друзьями. То, что мы видели в 2011 году, когда начинали строить, и то, что видим сейчас, это земля и небо! — рассказывает Зейнолкабиден Оразович.
Зейнолкабиден Макашев собирает крестовины. Работа трудоемкая, штучная. Кроме того, наш герой подготовил 10 учеников. Он все повторяет, что гордится своими ребятами, которые работают отлично.
— На работу я иду как на праздник! Не думайте, что меня попросили так сказать, мне нечего и некого бояться. Я всегда говорю честно и от души.
В 2011 году на месте нынешнего «Проммашкомплекта» были лишь пустующие цеха заброшенного некогда ремонтно-механического завода. Сегодня здесь станки лучших производителей мира – Австрии, Беларуси, Германии, Италии, России, Украины и Швейцарии, которые позволили создать крупное производство колес для железной дороги, ремкомплектов, крестовин и стрелочных переводов.
«Проммашкомплект» не просто уникальное предприятие. Таковых в мире единицы. Производителей ракетных комплексов, запускаемых в космос и на другие планеты и то больше, чем создателей колес для железнодорожного транспорта.
Предприятие может выйти на любой рынок, говорит гендиректор Railways systems kz Артур Хачатурян. По его данным, в 2016 году на заводе выпущено порядка 50 тысяч колес, 650 стрелочных переводов, 2 200 крестовин, 2 500 ремкомплектов. Ежегодный прирост продукции составляет 5-7 процентов.
Всего за пять лет работы в завод вложено порядка 10 миллиардов тенге кредитных средств. Сегодня мощность предприятия позволяет производить 75 тысяч колес в год. Однако руководство «Проммашкомплекта» планирует в 2018 году ввести вторую очередь, что позволит выпускать до 200 тысяч штук в год. Объем инвестиций этого грандиозного проекта порядка 51 миллиарда тенге.
— Надеемся запустить вторую очередь примерно через год. Тогда у нас будет создано еще 400 рабочих мест. Завод построен с нуля при поддержке государства. Это уникальное высокоточное производство, позволяющее удовлетворить не только потребности национального рынка, но и смело смотреть на рынки стран Европы и Азии, — говорит председатель совета директоров компании «Проммашкомплект» Даулет Сыздыков.
Он отмечает, что «Проммашкомплект» получил сертификацию IRIS – Международного стандарта железнодорожной промышленности Ассоциации европейской железнодорожной техники, а это показатель высокого экспортного потенциала завода.
Сегодня на «Проммашкомплекте» работает около 600 человек, большая часть из них, а именно 60% – это молодые кадры. Средний возраст сотрудников — 31 год, а средняя зарплата – 173 тысячи тенге.
— Откуда наши кадры? Сотрудничаем с вузами, техникумами, учебными комбинатами. Мы, как и привлекаем молодежь, так и делаем ставку на опытные кадры. Работодатель обязан оплачивать учебу своих сотрудников и повышение квалификации, поэтому на предприятии открыт учебный комбинат, где наши сотрудники походят обучение без отрыва от производства. Мы выкупили два заброшенных дома по 60 квартир в каждом, провели их реконструкцию, предоставили сотрудникам служебное жилье. Люди у нас работают семьями, - говорит Артур Хачатурян.
«Проммашкомплект» уверенно можно назвать и кузницей кадров. Примеров тому множество, приведем лишь пару. Нынешний гендиректор Станислав Цупа прошел путь к руководителю предприятия от рядового механика. Недавний замдиректора Иван Дычко также миновал все ступени – слесарь, начальник участка, заместитель начальника цеха, а сегодня его пригласили на другое предприятие.
«Проммашкомплект» смог выйти на лидирующие позиции по поставке железнодорожного оборудования для казахстанских компаний и начал экспортные операции. Сегодня компания успешно сотрудничает с АО «Национальная компания «КТЖ», АО «КазТемирТранс», ТОО «Камкор Вагон», компанией «Камкор Локомотив», Казахстанской вагоностроительной компанией, ТОО «Богатырь Комир», являясь непосредственным участником программы импортозамещения в Казахстане.
— Наше стремление, чтобы казахстанское содержание было 100-процентным, — отмечает Хачатурян.
Потребление АО «Казахстан темир жолы» (КТЖ) составляет порядка 45 % продукции «Проммашкомплекта». В этом году будет готовиться продукция для Молдовы, Грузии и Туркменистана. Завод готов сотрудничать с Южной Кореей, Индией и Ираном. Станки «Проммашкомплекат» позволяют делать колеса диаметром от 700 до 1200 мм.
В 2016 году «Проммашкомплект» подписал официальный контракт с ЗАО «Азербайджанские Железные Дороги» на поставку стрелочной продукции. Готовятся к подписанию соглашения с компаниями ряда зарубежных государств.
Елена Филиппова работала когда-то медсестрой, но сейчас ее по-настоящему увлекает работа на «Проммашкомплекте».
— Из куска металла, из обычной полосы получается изделие. Это же интересно! – говорит с улыбкой Елена.
Она пришла на завод, когда он только открылся. Знала, что может быть полезной, и вот позади пять лет работы контролером ОТК. Сегодня она возглавляет бригаду контроля на заготовительном участке. Елена не скрывает, что первые восемь месяцев отработала техничкой. Параллельно она училась на контролера в учебном центре.
Супруг Елены – Дмитрий Филиппов тоже работает на «Проммашкомплекте», он возглавляет столярный цех. Их сын Иван тоже пошел по стопам родителей – решил связать жизнь с железной дорогой, учится сегодня на помощника машиниста.
— Железная дорога есть, была и будет всегда. Всегда по ней будут ездить поезда – грузовые или пассажирские. Меня в «Проммашкомплекте» привлекло то, что мы с супругом сразу поняли, что можно быть уверенными в завтрашнем дне, в стабильности предприятия, - отмечает Елена Филиппова.