В ноябре прошлого года парламент принял в работу поправки в законодательство по вопросам рекламы. За это время депутаты мажилиса провели семь заседаний рабочей группы и внесли в документ 150 поправок, 42 из которых направлены на заключение в правительство. Сегодня же в мажилисе состоялся круглый стол, на котором представители государства и бизнеса вновь попытались договориться, что нужно сделать, чтобы данная сфера стала прозрачной и понятной для всех.
Председатель комитета мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова признала, законопроект – очень сложный. Слишком много подводных камней показалось во время обсуждения.
«Дело в том, что мы все время расширяем источники информации по развитию рекламного рынка. Дело в том, что мы столкнулись с определенными проблемами по ходу рассмотрения многих концептуально очень важных вопросов», - заявила она.
Основной блок вопросов, выявленных в ходе обсуждения – это определение уполномоченного органа, виды разрешительных документов, регулирующих рекламную деятельность, рассмотрение подзаконных актов, от которых будут зависеть многие нормы, регламентирование размещения социальной рекламы на теле радиоканалах, закрепление ответственности за нарушение законодательства «О рекламе».
«Казалось бы, обычный круг вопросов, который всегда рассматривается при принятии любого законопроекта. Но все эти вопросы включают в себя другие вопросы, которые еще не разрешены. На первый взгляд кажется: ну что там смотреть компетенцию государственного органа, она понятна. Но дело в том, что специфика рекламного рынка заключается в том, что он регулируется многими исполнительными государственными органами. И каждый в своей части. И настолько несопоставимы виды деятельности, настолько несопоставим функционал, что очень трудно найти золотую середину. А поскольку сейчас у нас заявлен такой госорган, как министерство национальной экономики, он должны проводить общую политику, межотраслевую координацию. Получается, что они в итоге, должны рассматривать деятельность даже МВД, комитета по автомобильным дорогам, а тут же еще телевидение, радио и так далее», - объяснила Иксанова.
Широкий круг вопросов рождает множество проблем. По подсчетам депутата, функционал в той или иной сфере рекламного рынка по самым нескромным подсчетам принадлежит восьми государственным органам. При этом имеется ряд вопросов, которые до сих пор «совершенно не урегулированы». Например, в стране нет единых подходов – все потому, что «изначально не сложились базовые основы для развития рекламного рынка».
«Мы всегда развивались в этом отношении стихийно: возникал прецедент, и вокруг этого прецедента возникала сфера отношений по регулированию рекламного рынка», - подчеркнула Иксанова.
Перед тем как провести круглый стол, депутаты провели небольшой опрос, каким образом в разных регионах страны происходит регулирование наружной рекламы. Оказалось, что в Алматы, Астане, Павлодаре и Актобе абсолютно разные подходы к этому вопросу. И один из концептуальных вопросов, который до сих пор не решен – «какие же нам правила нужны по размещению наружной рекламы: типовые или единые».
«Чего мы хотим добиться, когда мы этот вопрос решим? Мы хотим добиться баланса интересов государства и бизнес-среды. Другой вопрос – нам нужно выработать четкие прозрачные принципы разрешительной системы. У нас до сих пор разные подходы к механизмам существования этой системы и совершенно нет сейчас видения, каким образом будет размещаться социальная реклама, прежде всего, на телевизионных каналах», - обозначила проблемы Иксанова.
Заместитель руководителя управления архитектуры и градостроительства Астаны Гульжан Кивенова считает, вопрос рекламы является очень актуальным. В уполномоченном органе, который непосредственно дает разрешение на размещение рекламы считают, что правила все же должны быть типовыми, чтобы каждый город, область и регион мог внести свои, применимые к их региону моменты. Кроме того, здесь предлагают включить в закон «О статусе столицы», регламент по размещению вывесок.
«Регламент будет размещен на сайте управления, где каждый предприниматель, посмотрев, как должна быть размещена вывеска, и вот так будет размещать вывеску…. Мы неоднократно получаем замечания, что у нас вывески размещены хаотично. Но, к сожалению, это не регламентировано законодательством, и мы не можем принять меры», - обратилась Кивенова к депутатам.
У представителей бизнеса свое видение по развитию рекламного рынка и его законодательного урегулирования. Генеральный директор АО «РТС Деко» Арман Кагаров признается, вопросов много и копились они не один день. А инициативы, которые он предлагает – ни что иное, как адаптация международного опыта в казахстанские условия. Самым острым вопросом Кагаров называет предложение отменить налог на рекламу и заменить его на «плату за рекламное место».
«Сейчас мы платим налоги только в том случае, если размещается реклама. Если рекламная конструкция пустая, бюджет недополучает средства, а конструкция, не в самом лучшем виде «украшает» город», - поясняет он.
Плата за рекламное место, уверен Кагаров, даст прогнозируемость и получение доходов, возможно даже, на год вперед.
«Эта норма еще позволит рынку очиститься. Потому что неэффективные, низкокачественные рекламные конструкции будут вынуждены уйти, потому что их будет дорого содержать», - уверен глава рекламной компании.
Кроме того, Кагаров предлагает ввести крупный штраф за размещение незаконных рекламных конструкций и наконец решить вопрос со стандартами и правилами.
«На сегодняшний день правила существуют в виде приложения от постановления правительства и есть определенный стандарт, который носит рекомендательный характер. Ничего общего с тем, что у нас на рыке происходит, это не имеет, поэтому мы предлагаем этот стандарт упразднить, а вместо этого ввести правила – правила должны быть едиными. Мы их видим в двух уровнях – республиканские правила, местные правила. Первые будут обеспечивать безопасную эксплуатацию рекламных конструкций, а так как в каждом городе есть своя специфика расстояния между кварталами, лесопосадки, зеленые насаждения, арыки, здесь мы предлагаем на местном уровне все определять», - высказал он свою позицию.
Еще одно предложение - ввести принцип саморегулирования. Глава компании пожаловался, что слишком много разрешений приходится получать при «опубликовании» той или иной наружной рекламы. Это нужно отменить.
«Если оператором будет допущено размещение незаконной рекламы, то это поверьте, не останется бесследно. Мы теряем много времени и ресурсов, чтобы все это согласовывать. Нам никто не даст размещать, да и мы сами не будем размещать того, чего нельзя. Потому что есть очень жесткие штрафные санкции и есть процедуры, предусмотренные законом», - заверяет он.
Другой представитель рекламного рынка - исполнительный директор ТОО «BillboardsEmpire» Наиль Ахмеджанов свое выступление начал с истории о том, как лишился бизнеса в Алматы.
«Прошло несколько месяцев с тех пор, как я выступал здесь. Тогда я был собственником бизнеса в Алматы, но ряд событий меня сделали пострадавшим. Это к разговору о том, что на сегодняшний день в Алматы у меня не осталось ни одного билборда, они без суда и следствия были спилены. Надеюсь, что с вашей помощью мы сможем навести порядок не только на рынке наружной рекламы Алматы, где проблем выше крыши и решаются они не правовыми методами, но и сможем навести порядок на территории всей республики. Действительно, вопросов много», - вздохнул он.
Он тут же извинился перед своим коллегой - Кагаровым, и заявил, что не согласен с ним.
«Мы сейчас услышали выступление Армана, он представляет крупный международный конгломерат, который к отечественным рекламным компаниям имеет очень отдаленное отношение. Это одна из самых крупных рекламных компаний в мире. Сейчас конструкции, которыми оперирует компания Армана – это скрол-системы, в которых три изображения меняются время от времени. И сейчас компания Армана платит тройной налог: за каждое изображение свой налог. Сейчас он платит раза в четыре больше. Поэтому к разговору о том, что это принесет больше поступлений в бюджет, здесь еще считать и считать», - подчеркнул Ахмеджанов.
Что касается вопроса необходимости принятия единых правил размещения рекламы, бизнесмен произнес дважды: «Е-ДИ-НЫХ ПРА-ВИЛ – никаких типовых».
«Друзья, ну о чем мы говорим? Конструкции устанавливаются. Когда говорят о том, что где-то гидро геологические какие-то свои климатические особенности. Друзья! Все устанавливается в полосе автомобильных дорог. Все у нас по определенному стандарту с насыпями, со всеми делами делаются. Какие гидрогеологические особенности в Алматы, Астане? Большая фантастика. Единые правила и нормы размещения наружной рекламы. В них рынок нуждается. Я скажу больше, по всей стране должно быть единообразие форматов и размеров. Вы должны выбирать на месте, какой формат, а зависимости от ширины дороги и скоростного режима, в данном случае применим. Это должно быть прописано», - уверен Ахмеджанов.
Более того, по его мнению, возможно, стоит установить и цветовую гамму рекламных конструкций, чтобы они были одинаковыми по всей стране. Кроме того, уверен бизнесмен, единые правила не должны регулироваться маслихатами и местными органами власти: «В противном случае мы получим то, что получила моя компания – более ста билбордов спилены за ночь только потому, что по решению маслихата они перестали подпадать под формат».