Венчурный инвестор и предприниматель Кенес Ракишев, кажется, впервые провел личную встречу с казахстанскими журналистами. На встрече в минувший вторник он сказал, что читает все комментарии о своем венчурном фонде в интернете и часто видит вопросы в духе: «Ну вот он проинвестировал, и что дальше? Ничего не произошло, он просто потратил деньги», и не может пройти мимо них.
В 2012 году Кенес Ракишев стал одним из создателей фонда Genesis Angels, который позже был переименован в Singulariteam из-за наличия на рынке организации со схожим названием.
Его главный офис расположен в Тель-Авиве. Свой выбор Ракишев объяснил тем, что объем его инвестиций не был бы конкурентоспособен в Силиконовой долине.
«В Силиконовой долине работает множество фондов. Они взаимодействуют и поддерживают друг друга. Даже если бы я инвестировал 100 млн. долларов, что-либо масштабно изменить я бы не смог. В Израиле же больших фондов нет, но на интернет рынке работает множество крупных компаний», - поделился он.
Изначально Ракишев инвестировал в фонд 10 млн. долларов, но к нынешнему моменту увеличил инвестиции до 20 млн. За все время существования фонд привлек и инвестировал в проекты около 250 млн. долларов США. В его портфолио 12 основных проектов, но есть и другие, которые фонд поддерживает на нематериальной основе.
К сегодняшнему дню фонд практически закончил инвестиционные сделки в 20 млн. долларов с очень хорошими результатами: «Все проекты выросли, и это регулярно подтверждают аудиторские проверки. Я хочу сказать, что не всегда растет прибыль, и это нормально для венчурных фондов», - сказал Ракишев.
Недавно к команде фонда присоединился еще один партнер – Джахангир Махмудов. Его отец Искандер Махмудов, российский предприниматель и президент ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», собирается инвестировать в Singulariteam 10 млн. долларов.
«Джахангир представляет его в фонде и входит в совет директоров. У него богатый опыт работы в этом сегменте, до этого он уже сотрудничал с несколькими венчурными фондами. Очень важно, что у нас есть взаимопонимание не только потому, что мы можем зарабатывать, вкладывая в технологии, но еще и создавать что-то важное», - пояснил Ракишев.
Ракишев неоднократно повторил, что абсолютно спокойно относится к тому, что некоторые проекты могут прогореть и куда важнее запустить несколько значимых, способных повлиять на технологическую индустрию. По его собственной оценке, Singulariteam сделать это удалось. В качестве примеров этих высокотехнологичных проектов другой основатель фонда Мошико Хогег рассказал о двух компаниях Store Dot и Effective Space.
Компания Effective Space, по рассказу Хогега, разработала небольшие коммуникационные космические спутники, которые работают на солнечной энергии. «Запуск обычного спутника стоит примерно 40-60 млн. долларов, а мы можем предложить свои спутники гораздо дешевле. Они особенно подойдут для таких стран, как Казахстан».
Store Dot - это проект по разработке батареек для смартфонов, которые могут заряжаться за 30 секунд. В 2013 году Singulariteam инвестировал в него 6 млн. долларов США. Помимо фонда, инвесторами проекта выступают компании Samsung и Millhouse, которая подконтрольна Роману Абрамовичу. Всеми же участниками проект был профинансирован почти на 47 млн. долларов.
«Сейчас это довольно дорогой продукт, не для массового потребителя, но он обязательно будет революционным на рынке. Мы верим, что через 2 года не только, к примеру, Кенес сможет купить такую батарейку, и они смогут появиться и в ваших телефонах. В течение этого времени мы будем работать над уменьшением цены», - рассказал Хогег.
По словам Ракишева, производство этих батареек в будущем может быть запущено в Казахстане: «Мы еще не можем с уверенностью об этом говорить. Но какой-либо из проектов мы обязательно сделаем в Казахстане». Часть еще одного проекта Singulariteam – Sirin Mobile Technologies может быть также реализована в Казахстане.
Еще один из успешных кейсов фонда – это приложение «Yo» для Iphone. С помощью него, пользователи могут отправлять друг другу аудиосообщения со словом Yo и подкреплять его ссылкой. По словам Хогега, в первые четыре дня приложение собрало аудиторию в 1 млн. человек.
Помимо обычных пользователей, приложением начали пользоваться и бизнес структуры, к примеру - NASDAQ, FedEx, Wall Street Journal и т. д. Они посылают своим клиентам оповещения об изменениях стоимости акций, доставке почты и выходе важных новостей. Также через него можно будет находить расположенные рядом банкоматы, кафе, рестораны и другие сервисные компании.
О том, как монетизировать его, компания еще не задумывалась. Они могут продавать лицензии бизнес структурам на использование приложения или распространять через него рекламу, но, по словам Хогега, заработок сейчас не так важен для компании.
Ракишев также рассказал про два своих главных технологических проекта – Mobli и Net Element. Mobli сейчас занимает 10% на рынке фотоприложений и находится на втором месте после Instagram. «Наши приложения совокупно используют 25 млн. человек. Мы абсолютно спокойно относимся к тому, что Mobli называют вторым Instagram. У нас нет амбиций быть первыми, мы просто хотим делать другой, отличный от него продукт».
Что же касается Net Element, то сейчас проект должен сосредоточиться на рынке США, хотя раньше планировал работать в России с мобильным операторами Билайн, МТС и Мегафон. В США, по словам Ракишева, проходят все безналичные транзакции, и новый СЕО Net Element решил переориентировать бизнес для работы с терминалами и электронными площадками в США. Этот сегмент стремительно растет и уже позволил компании освободиться от всех долгов.
«Еще один новый сегмент – Apple pay, доступ к которому есть пока у двух компаний, одна из которых – наша. Сейчас мы ждем, пока Iphone 6 распространится гораздо шире, и эта система станет доступна и для других смартфонов», - отметил Ракишев.
Бизнесмен также планирует продолжать развивать и казахстанский предпринимательский и IT рынки. В этом году он также собирается провести конкурс «Построй свой бизнес» и увеличить его призовой фонд. Кроме того, он уже несколько раз встречался с руководством казахстанских стартапов и планирует поддерживать их начинания и дальше. Но полностью переключаться на работу с ними не будет, поскольку локальный рынок не может дать столько же возможностей, сколько международный.