• 5314
Для читателей Vласти авторитетные эксперты рынка, реализовавшие успешные веб-проекты, дали ценные советы тем, кто начинает свое дело в Сети, а также государству – как способствовать развитию Интернет-сектора.

 

Яна Новоселова, специально для Vласти

 

Для читателей Vласти авторитетные эксперты рынка, реализовавшие успешные веб-проекты, дали ценные советы тем, кто начинает свое дело в Сети, а также государству – как способствовать развитию Интернет-сектора.

 

 

  Константин Горожанкин - руководитель проекта iStartUp.kz, генеральный менеджер Processing.kz.

 

 

 Бекнур Кисиков – вице-президент Казахстанской Ассоциации Франчайзинга и Лицензирования

 

 Айдос Сарым - вице-президент ОФ "Абай-ақпарат"

 

Vласть: Как сделать сайты рентабельными и конкурентоспособными?

 

К.Г.: Надо изучить опыт России и Украины, а если владеете английским языком, то лучше США и других западных стран, особенно сходных с нами по числу населения. Что у них заработало года 3-5 назад, то примерно сейчас начнёт работать и у нас. Далее сделать бизнес-план. Найти команду и начинать готовить проект. Если всё сделаете правильно, будет рентабельность.
 

Б.К.: На сегодняшний день в Казахстане рентабельность определяется количеством посетителей. Чем больше посетителей - тем привлекательней
выглядит сайт, в качестве рекламной площадки для рекламодателей. 
Но будут увеличиваться сайты, которые будут ориентированы не на массового посетителя, а на специализированную аудиторию, которая будет готова платить за контент.


Что можно посоветовать, чтобы сайт был рентабельным:
1. Найти правильную идею и свою нишу.

2.Рассчитать бизнес-проект сайта.

3. Рассчитать аудиторию.

4.Быть уникальным. 
5. Правильно поработать с поисковиками.


При каждом проекте советы могут быть индивидуальными. Самое главное - это аудитория и постоянное пополнение.

 

А.С.: Если бы я знал четкий рецепт на этот вопрос, то я бы уже открыл фирму по раскрутке сайтов и делал бы на этом бизнес. Но, думается, есть два более или менее верных способа монетизации веб-ресурсов.

Первый: искать, находить ниши, которые будут пользоваться массовым спросом. Сайты, на которые будут заходить сотни тысяч пользователей, а также сайты, которые могут предоставлять платные услуги, смогут быть рентабельными.

 

Второй способ: делать ресурсы, которые будут обладать неким политическим весом и общественной значимостью. Такие ресурсы, даже, несмотря на то, что они будут отставать от массовых развлекательных ресурсов по числу пользователей, смогут также капитализироваться на рынке.

 

Но самый главный рецепт – это контент, самостоятельный, оригинальный, интересный. Другого не дано

 

 

Vласть: Как привлечь инвесторов?

 

К.Г.: Делаете п.1, затем регистрируетесь на www.istartup.kz бесплатно и участвуете в инвесторских конференциях. Например, www.investorday.kz.

 

Вариант 2:  находите стартап-акселератор, проходите его, и далее вас выводят на инвесторов.

 

 Вариант 3 - делаете п.1 и просто ищите инвестора сами. Денег в стране много, гораздо меньше стоящих проектов.

 

Б.К.: Веб-мастерам приходится быть пионерами Интернет-инвестирования, чтобы привлечь вкладчиков. Инвесторы привыкли вкладывать в традиционные инвестиционные инструменты, поэтому для того, чтобы привлечь инвестора в Интернет проект, веб-мастеру приходится быть больше, чем веб-мастер, точнее он должен быть Интернет-маркетологом. 


Важно показать инвестору привлекательность проекта. Любой инвестор должен видеть конечную прибыль, чтобы инвестировать. Главное здесь, опять же, оригинальная идея и ясные пути ее реализации.
 

А.С.: Ответ на этот вопрос прямо связан с предыдущим. Пока что Казнет еще не является инвестиционнопривлекательным сектором экономики. Этому есть множество причин, есть много ограничителей. Но, полагаю, что через какое-то время данная тенденция изменится. Первые изменения должны будут коснуться рекламного рынка, так же, как это произошло в России.

 

 На втором этапе, как мне кажется, должны будут появиться крупные игроки, для которых интернет будет основным бизнесом. Пока же инвестиции зависят от субъективных факторов: от способностей и известности авторов проектов, степени близости к владельцам крупных капиталов.

 

 

Vласть: Какую роль должно играть государство (фискальная политика, субсидии, институты развития, законодательные нормы), инвесторы, банки?

 

К.Г.: Государство должно снизить налоги для Интернет магазинов, как это сделано на Западе (В США, например, отсутствует налог с продаж в Интернет-магазинах, аналог нашего НДС).

 

Также было бы здорово сделать фонд для посевных инвестиций со стороны государства, таких не хватает у нас. Банки вряд ли чем-то помогут.

 

Что касается инвесторов  -  быть более активными.  В Казнет пришли посетители, и этот рынок сейчас растет в 5-6 раз в год. Потом будет поздно.
 

Б.К.: Роль государства достаточно высокая в развитии Интернета. В первую очередь это увеличение пропускной способности, увеличение разнообразия доступа в Интернет, улучшение качества Интернета и т.д.


Сейчас Интернет-эксперты продвигают идею льготного налогообложения электронной коммерции. Если этот план превратится в жизнь, то это будет дополнительным стимулом для развития Интернет-экономики. 


Также, помощь в развитии электронных денег, формирование государственного сегмента Интернета и т.д.

 
Частный бизнес, Интернет-сообщество и государство должны быть союзниками в деле развития Интернета. Также, это развитие инновационных IT-технологий, содействие в инвестировании стартапов, технологические парки, экспериментальные лаборатории и гранты на венчурные проекты. 
 

А.С.: Сложный вопрос. Государство должно, прежде всего, обеспечить две или три вещи.

 

Первое, законодательно должно определить правила игры и обеспечить их долгосрочную неизменность. Надо формировать новую культуру, в том числе, через институты электронного правительства снижать бюрократию, коррупцию.

 

Второе, через «Казахтелеком» и других провайдеров добиваться расширения числа пользователей, снижения расценок, удешевления услуг, то есть способствовать развитию инфраструктуры, демонополизации рынка и т.п.

 

Третье - взять на себя функции по поддержке социально значимых, детских, культурных проектов, то есть тех проектов, на которые частные инвесторы и бизнесмены вкладываться пока еще не готовы. Если государство начнет показывать хорошие примеры, то за ним могут потянуться и бизнесмены, частные структуры. Полагаю, что когда число пользователей Интернета в Казахстане достигнет показателя в 75-85% населения, ситуация на рынке будет совершенно иной.

 

 

Vласть: Какие тренды на рынке сейчас востребованы?

 

К.Г.: Интернет-сервисы с оплатой онлайн. Там легко считается окупаемость, Казнет сейчас этим не избалован, и проекты типа www.ticketon.kz или 5555.kz будут как грибы сейчас расти.

 

Б.К.: Тренды универсальны. Печатные средства и Интернет, радио и Интернет. Масс-медиа будут более комбинированными. Вырастет роль социальных сетей и удельный вес Интернета в экономике.


Увеличится количество он-лайн сделок и объем электронной коммерции. Увеличится ассортимент доступа в Интернет через коммуникаторы, и в целом коммуникаторы и планшеты будут иметь большую роль в Интернет-экономике, а значит, Интернет-ресурсы будут определяться на аудиторию пользователей этих устройств.
Также, расширится спектр мобильных приложений.

 

А.С.: Надо понимать, что то, что мы сегодня называем «Казнет» - это еще не совсем самостоятельное явление. Казнет, как самостоятельное явление и рынок сложится тогда, когда он перестанет быть зависимым от Рунета.

 

Придет еще время Казнетa, то есть рынка, который говорит исключительно на казахском языке и использует латинскую графику.

 

Если говорить о трендах, то самый заметный сегодня – это рост количества казахскоязычных пользователей. И их количество будет только расти. Русскоязычные ресурсы такими темпами расти не будут. Соответственно, будут правильно поступать те инвесторы, которые будут вкладываться не столько в двуязычные проекты, а в казахские и казахско-мультиязычные.
 

Казахский сегмент с небольшим опозданием будет впитывать в себя все технологии. Просто в условиях Казахстана есть естественные пределы рынка, которые не позволяют надеяться на то, что вложения в технологии быстро себя окупят.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики