Утренняя звезда казахстанских инноваций

Тогжан Калиаскарова, Vласть

Фото Данияра Мусирова

Скептикам, которые помнят о провальных попытках Казахстана отладить выпуск отечественных планшетов и не забыли помпезно разрезанные ленточки больших производств, замороженных впоследствии и при этом фигурировавших в сводках финпола, необходимо оказаться лаборатории роботостроения при Международном университете информационных технологий.

Здесь, как ни странно, сочетание «казахстанские инновации» уже не вызывает усмешки. Сложно представить, но казахстанские молодые ученые и студенты, создали не только дружелюбного робота, но и проекты, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут помочь их обладателям усовершенствовать милитаристскую базу. Vласть проникла в эту совсем не секретную лабораторию.

В отчете «Прорывные технологии: прогресс, который изменит жизнь, бизнес и мировую экономику», подготовленном Глобальным институтом McKinsey (MGI), было определено 12 направлений, которые в ближайшее десятилетие наилучшим образом повлияют на жизнь человечества. Одно из таких направлений — продвинутая робототехника, ученые уверены — разного рода экзоскелеты, призванные облегчить участь инвалида или просто помочь даже здоровому человеку — прогрессивное направление, которое необходимо разрабатывать уже сейчас. За 2009–2011 годы продажи промышленных роботов выросли в 2,7 раз. Новый этап развития науки может вывести человечество на принципиально иной виток развития, в том числе и в Казахстане. В той самой студенческой лаборатории уже сконструирован робот, он даже носит имя — Шолпан, получилось символично — «утренняя звезда». Возможно, с ее восходом солнце озарит всю инновационную сферу в Казахстане.

Именно с этим роботом на Международной выставке-конференции умных технологий ASTEX сфотографировались все мало-мальски популярные блогеры весной этого года в Астане. Мы познакомились с руководителем лаборатории — Нурланом Каримжаном. Он рассказал, что создатели Шолпан — всего их 12 студентов — работали над лишь месяц. Главная задача Шолпан — встречать и развлекать посетителей различных мероприятий. Шолпан — робот-гид.

«Робот понимает голосовые команды и отлично распознает речь. Отличительной чертой нашего робота, является то, что в „Шолпан“ можно „зашить“ любой язык. Помимо голосовых команд, робот распознает жесты и мимику, последнее происходит благодаря камере, которая фиксирует движения человека, находящегося в поле „видимости“ робота. Также нам было важно, чтобы у робота было лицо, которое умело бы выражать эмоции», — рассказывает руководитель лаборатории.

Собственно, сам факт создания робота в Казахстане может шокировать обывателя, но формально государственные предпосылки для работы в этой области уже давно созданы. По информации МИНТ, в Казахстане представлена широкая линейка инструментов поддержки инноваций. Так, в 2012 году был принят Закон «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». С момента его принятия Национальным агентством по технологическому развитию было идентифицировано более 3 тысяч инновационных проектов, более 500 из них нашли финансовую поддержку.

Более того, за три года (2010 — 2013) в Казахстане было создано 8 технопарков, 4 отраслевых конструкторских бюро, 4 международных центра трансферта технологий. И это только часть того, что государство не только декларирует, но и пытается воплощать в жизнь. При всем при этом, наш собеседник Нурлан Каримжан в интервью Vласти говорит о том, что студенты и молодые разработчики работают на голом энтузиазме. Хотя само профильное министерство указывает на дефицит кадров, кадры кивают на дефицит средств. Такой классический для наших широт сюжет.

Согласно официальной статистике, коэффициент, иллюстрирующий количество исследователей на тысячу человек, занятых в инновационной сфере, в Казахстане в 8.3 раз ниже, чем в Японии, и в 5.3 ниже, чем в соседней России.

На примере робота-гида, можно отметить, что по предварительным подсчетам, его стоимость — приблизительно 10 тысяч долларов США, при этом руководитель лаборатории уверен — если дело поставить на поток, что цифра снизится до 3-4 тысяч. Но пока такого заказа в лабораторию не поступало — чиновникам не до этого, государство, как мы уже знаем, озабочено дефицитом научных кадров.

В лаборатории, к слову, много интересных разработок. Вот проект «Умный терминал» — это робот-андроид с функциями платежного терминала.

«В машину встроена веб-камера, которая при возникновении проблем, подключается к компьютеру удаленного оператора, который в свою очередь в режиме он-лайн сможет помочь решить проблему клиента. Особенно такие терминалы очень удобны для пожилых людей и для тех, кто страдает нарушениями слуха или зрения. Терминал сделает все сам, он является своего рода аватаром оператора, который может обслуживать двадцать и более машин. Очевидно, при использовании такого терминала можно сэкономить на человеческих ресурсах», — рассказывает Нурлан.

Есть еще квадракоптер, управляемый дистанционно посредством Интернета, такой же функционал у наземного «разведчика». Эти разработки уже из области гонки вооружений. Танк, по словам его разработчиков, может дистанционно обезвредить взрывное устройство или обеспечить просматриваемость удаленного помещения. Последнее поможет в случае террористической атаки, захвата заложников и в прочих, далеких от мирной жизни ситуациях.

«Квадракоптер — это „воздушный разведчик“. Его можно запрограммировать на уничтожение вражеской электроники», — говорит руководитель лаборатории. Но на эти проекты инноваторы также пока еще не получали заказов. Возможно, дело в потенциале.

Ежегодно Всемирный экономический форум составляет глобальный индекс конкурентоспособности. Один из пунктов замера — «инновационный потенциал». Казахстан в 2013 — 2014 году занимает по этому пункту 84 место, улучшив свой результат на 19 позиций по сравнению с предыдущим годом, по пункту «Способность к инновациям» мы на 74 месте. А вот по расходам компаний на разработки — 77 ступень.

Вторым индексом, который замеряет инновационную активность стран, является глобальный инновационный индекс. Он публикуется Корнельским университетов, школой бизнеса INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Согласно отчету 2013 года Казахстан понизился на одну позицию заняв 84 строчку рейтинга из 142 возможных. Но в разбивке по регионам Казахстан занял аж второе место. Правда только в Центральной и Южной Азии, примостившись между Индией и Шри-Ланкой. Конечно, для официальных отчетов последний нюанс можно не упоминать, но мы-то точно будем знать, что в этом конкретном случае — второе место, отнюдь не почетное.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики