Почему рестораторам не стоит бояться «фуди»

Дильмурат Зикрыяров, ресторанный консультант, специально для Vласти, фотографии Жанары Каримовой

Дильмурат Зикрыяров рассуждает о том, как рестораторы могут монетизировать увлечение людей готовкой дома.

По данным разных исследований глобальный ресторанный бизнес развивается быстрее, чем когда-либо. «Мода на еду» шагает по планете семимильными шагами и рождает новые тренды. Благодаря открытому информационному пространству то, что сегодня модно в Лионе, Париже или Лондоне, относительно быстро долетает до самых отдаленных уголков нашей маленькой большой планеты. Гастрономические и ресторанные тренды облетают мир, тестируются на локальном уровне, и, либо выживают и пускают корни, развиваясь на локальных рынках, либо умирают, так и не прижившись.

Гастрономия врывается в жизнь простого обывателя. Безусловно, в первую очередь, в этом повинно телевидение: многочисленные кулинарные телешоу заполонили эфиры всех каналов. Полки с кулинарными книгами в книжных магазинах соперничают по размерам с детективами и женскими романами. Все больше и больше людей вовлекаются в яркий, вкусный и увлекательный мир кулинарии. На западе в ходу термин «фуди», который активно просачивается в русскоязычную среду. Фуди — это человек, страстно увлекающийся кулинарией, не профессиональный повар или домохозяйка, а тот, кто готовит из интереса и ради удовольствия. Гордиться тем, что не умеешь готовить — уже не комильфо. Социальные сети пестрят фотографиями блюд, приготовленных своими руками, сайты с рецептами бьют рекорды по посещаемости, а лента в Facebook уже почти раздражает тысячами фудклипов. Звeзды первой величины тонко чувствуют тенденции, и, имея миллионы подписчиков в Instagram, обязательно периодически постят фото себя любимого у плиты и собирают миллионы лайков. Знаменитые шеф-повара по популярности могут посоперничать с кинозвездами, а фудблогеры — почти иконы стиля. Гастромания охватила планету.

Алматы в этом плане не отстает. Говорить о еде в приличной компании — это почти так же модно, как говорить о спорте или сплетничать о голливудских звездах. Все чаще я вижу готовящих людей, которые еще пару лет назад снисходительно говорили, что плита и фартук точно не про них. Причем в кулинарию вовлекается все больше мужчин. Хорошая тенденция — люди хотят учиться готовить и перестают этого стесняться. Дружеские квартирники с «меню от хозяина» становятся все более популярными у продвинутой алматинской публики. Отношение к еде перестало быть чисто функциональным, еда как творческий процесс и некий акт самовыражения — громко и пафосно, но близко к реальности. Яппи, амбициозные домохозяйки, обычные служащие, творческая интеллигенция, хипстеры — для разных социальных групп кулинария стала страстным хобби и неким стилеобразующим элементом повседневной жизни.

Несомненно, теле- и киноиндустрия являются важными ингредиентами для популяризации блюда под названием «Гастромания», но свою роль здесь сыграло также благоприятное стечение обстоятельств. Во-первых, подъем уровня жизни (по сравнению с прошлыми десятилетиями) и наличие свободных ресурсов (финансовых и временных) у среднего класса. Согласитесь, гораздо приятней готовить из хороших продуктов и когда у тебя много свободного времени. Во-вторых, физическая доступность экзотических или необычных для нас ингредиентов, — сегодня на рынке можно купить такие продукты, которые еще несколько лет назад с трудом можно было найти в дорогом супермаркете. В третьих, как это ни странно, появление различных этнических ресторанов, которые популяризовав какое-нибудь блюдо, подстегивают доморощенных кулинаров экспериментировать на своих кухнях и удивлять своих гостей.

Разразившийся экономический кризис тоже добавил свою монетку в кулинарную копилку, многие стали экономить на походах в кафе и рестораны и, как следствие,— готовить дома. Но рацион большинства представителей среднего класса давно уже перестал ограничиваться борщом и пельменями, питание в ресторанах разбаловало вкусовые рецепторы, поэтому многим приходится вынужденно осваивать кулинарную науку, дабы насладится собственноручно приготовленной пастой или стейком.

Некоторые рестораторы пугаются таких перспектив, но умные извлекают из этого выгоду и открывают кулинарные классы и студии, или организовывают разного рода мастер-классы в своих заведениях. Многие алматинские рестораны предлагают сегодня мастер-классы со своими шеф-поварами. «Это же самоубийство» — однажды сказал мне владелец одного ресторана. А на мой взгляд, это отличный маркетинговый ход, показывающий открытость заведения. Не нужно бояться того, что гости, научившись готовить том-ям, вдруг перестанут к вам ходить. Не у всех найдется на это время, терпение, оборудование и ингредиенты. Еще одним хорошим способом зарабатывания на увлечении кулинарией, к сожалению, пока не получившим большую популярность у местной публики, является продажа готовых наборов для приготовления блюд. Простой и удобный способ готовки: выбираешь блюдо, получаешь набор свежих продуктов и пошаговый рецепт приготовления, почему-то не вызвал отклика в сердцах капризных алматинских гурманов. Суровый потребитель привык к замороженным полуфабрикатам.

Но при всех недостатках и отставании от глобальных трендов, радует то, что в нашем городе настоящих «фуди» становится больше. И если местным ресторанам все еще сложно быстро реагировать на общемировые кулинарные тенденции, то отдельным кулинарам-любителям гораздо проще подхватывать новые идеи и тестировать новые вкусы.

Ресторатор, совладелец кондитерских и пиццерий Lakomka foods

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые