Жизнь в розовом цвете Карима Рашида

Светлана Ромашкина, Vласть

В Алматы с лекцией побывал один из самых известных в мире дизайнеров Карим Рашид. 54-летний сын египтянина и англичанки, живущий сейчас в Нью-Йорке, создает все – от домов до часов.

Еще 30 июня на своей странице в Facebook Карим Рашид сообщил, что едет в Казахстан, и это будет его 122 страна по счету. Welcome - осторожно прокомментировали несколько казахстанцев эту публикацию. В последнее время для любого гостя Казахстана самым каверзным вопросом становится «Как вам наш город?». Сказать только хорошее – вроде как проявить лукавство, подметить недостатки — наплевать на гостеприимство принимающей стороны и оскорбить аборигенов, которые очень обидчивы. В этом плане от Карима Рашида журналисты ждали многого - дизайнер, сделавший розовый новым черным, не приемлющий темные цвета, и считающий, что дизайн должен вдохновлять нас жить, не мог бы не отметить архитектурную безвкусицу Алматы и как таковое отсутствие дизайна. Ну, правда – как оценивать с точки зрения дизайна детские площадки из арматуры и зеленых человечков на проспекте аль-Фараби?

Одна из работ Карима Рашида

Лекция проходила в самом китчевом отеле Алматы — Rixos. В окружении псевдолепнины, Карим Рашид начал рассказывать гостям о том, что человек ежедневно сталкивается с более 600 вещами дизайна. А ведь еще 30 лет назад, когда он, Рашид, получил образование, дизайн не рассматривался как повседневная вещь. И наша задача сейчас — с помощью современных вещей объяснить грядущим поколениям как мы жили, о чем думали, что нас беспокоило. По Рашиду, дизайнер не должен жить прошлым, его место в настоящем, поэтому он должен понимать нужды и стремления современников, а не оглядываться на барокко.

На примере это выглядит так: в одной из гостиниц Тель-Авива, которую проектировал Рашид, каждый ключ сделан под отпечаток пальца хозяина (та же технология использована в новых IPhone). Для того, чтобы зайти в номер, ключ необязательно вынимать из кармана. Специальная программа считывает ваш ключ, она дает лифту команду довести вас до нужного вам этажа, при выходе в коридор, загорается свет и доводит вас до вашего номера. Рашид сделал мебель из нового материала, и если вы прольете на него Колу, то жидкость соберется в комок и не оставит на диване следов. Так встретились новые технологии и потребности.

По признанию дизайнера, у него в офисе с 9 утра до 6 вечера работает женщина, которая весь день изучает новые материалы и технологии, появляющиеся на рынке, и каждую пятницу она отчитывается о проделанной работе.

Фотография Жанары Каримовой

Дизайнер с грустью замечает, что материальный мир пока сильно отстает от цифрового и нередко новые технологии остаются невостребованными. Например, много лет назад он сделал ступеньки в бассейн, которые светятся в темноте, однако эта технология так и не стала популярной.

Возможно, причина в том, что не все клиенты готовы погрузиться в цифровой, яркий и обтекаемый мир Карима Рашида, в котором нет острых углов.

«Если бы вы только знали, сколько денег я потерял из-за того, что клиенты боятся!», - заявил он журналистам и рассказал о том, как участвовал в тендере на постройку гостиницы на Красной площади. «В итоге там построили серый, безликий Ритц-Карлтон, который не несет ничего нового в плане архитектуры».

Интерьер гостиницы

Из зала раздалась ремарка — новые технологии в нашей стране стоят дорого, и всегда дешевле сделать что-то из привычных материалов. Рашид немного удивился и привел в пример парадон – биоразлагающийся материал, из которого он делает полы. Стоит 20 евро за 1 кв. метр. Не царапается, пол можно сделать любого цвета и формы.

Карим Рашид приехал не только для того, что прочесть лекцию слушателям (среди которых было подозрительно много журналистов и слишком мало знакомых дизайнеров), но и для того, чтобы найти в Казахстане заказчиков: «Городу не помещали бы более прогрессивные здания».

Накануне Карим Рашид гулял по Алматы и на коварный вопрос как-вам-город, ответил так:

— Очень красивый, очень спокойный город, он мне напомнил мои грядущие опыты в том смысле, что здесь слияние различных эпох. С одной стороны ваш город выглядит как некоторые города России, но нельзя сказать только так. Я чувствую влияние корейской и других культур.

Постепенно лекция перешла в общение, а общение приобрело философский оттенок.

— Мир, в котором мы сейчас живем, создан скучными и банальными людьми. Когда я путешествую, я в основном вижу тяжесть и серость… Есть причина, по которой мы здесь, на планете? – поинтересовался Карим Рашид.

— Be happy…. – раздалось робкое из зала.

— Bull shit! Это очень эгоистичное решение. Мы здесь только для того, чтобы творить.

Рашид рассказал журналистам о том, что мечтает спроектировать больницу — пять лет назад у него обнаружили рак, 12-14 дней пришлось провести в больнице в Нью-Йорке и «это были самые депрессивные, ужасные дни в моей жизни. Многие люди приезжают в больницу умирать, мы могли бы учитывать это и сделать такой дизайн, который бы помог людям лечиться. Ведь все начинается с головы». Можно только представить, что было бы с Рашидом, поживи он в казахстанском городе осенне-зимний период.

По Рашиду, начиная с Ренессанса, люди все делали в двухмерном пространстве, и дизайн был неподвижным, потом из двухмерного мира мы перешли в трехмерный: формы стали аморфными, обтекаемыми, ближе к нашему телу, в котором нет прямых линий. Сейчас из 3D мы должны перейти в 4D, должно появиться время и человеческий опыт.

Слишком сложные конструкции для страны, чей дизайн тяготеет к барокко с алюкобондом и зелеными окнами, поэтому можно предположить, что заказов у Карима Рашида будет в Казахстане немного. Хотя что-нибудь воздушное, яркое и розовое нам бы точно не помешало.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые