Новые кочевники: участники выставки City nomads в Лондоне о казахстанской идентичности

Айсулу Тойшибекова, Vласть

Фото Жанары Каримовой

Наши соотечественники неоднократно задавались вопросами о месте Казахстана в истории всего мира. История самого Казахстана на протяжении многих веков была связана с кочевой культурой. Сегодня молодые художники пытаются понять, осталось ли в казахстанцах что-то от кочевников и смогут ли этнические традиции ужиться с советским наследием и современным минимализмом. Об этом в своих работах рассуждали казахстанские художники, кинематографисты, дизайнеры и архитекторы, принявшие участие в выставке City nomad в центре Лондона .

City nomads – выставка, запущенная в Лондоне международной организацией British Council и архитектурной студией Atomic Architecture. Над экспонатами выставки работало твореческое объединение молодых казахстанских дизайнеров, фотографов, режиссеров и архитекторов.

«Проект призван поддержать некий дискурс, который так или иначе возникает в Казахстане по поводу нашей новой идентичности <…> Так получилось, что все наши герои работали в фэшн-индустрии, в промышленном дизайне, в графическом дизайне – с музыкой, с кино. Из них мы скомпоновали такую интересную выставку. До финала дошло 10 человек», – пояснила руководитель проектов по культуре и искусству British Council в Казахстане Галина Корецкая.

Выставка в Лондоне открылась 23 июня этого года и продлится до 23 сентября. На ней представлены работы казахстанских мастеров, их фотографии, документальный фильм Катерины Суворовой «Море завтра», журнал Etage, предметы из войлока, мебель, одежда — все то, что позволит посетителям выставки лучше понять Казахстан не только как нефтяную жилу, но и страну с насыщенным прошлым, включающим как тюркский, так и советский уклад жизни.

«Почему мы назвали проект City nomads? Мы увидели в этом большой потенциал – каждый может интерпретировать это название по-своему. На самом деле, когда мы приглашали наших участников в этот проект, мы просили их ответить на очень личный вопрос – где для них город, а где для них кочевники? Чувствуют ли они себя номадами?», – пояснила организатор независимой площадки Urban Forum Almaty и директор архитектурной студии Atomik Architecture Асель Есжанова.

Совместная работа Асель Нусипкожановой (костюм) и Кайрата Темиргали (фотосессия) в рамках категории «Пункты назначения»​. Фото с сайта Atomik Architecture​

Выставка City nomads была разделена на несколько категорий: «Базар» – совместная работа Диаса Мурзабекова и магазина Experimentarium; «Пункты назначения» Асель Нусипкожановой и Кайрата Темиргали; «История рода» от журнала Etage и дизайнера Данилы Кучумова; «Мобильность» от Лизы Кин и бюро Atomic Architecture; и «Степь», где были представлены картина «Завтра море» Катерины Суворовой и коллекция одежды Толегена Батентаева. Названия категорий вовсе не случайны, они представляют собой основные понятия кочевников, их устои, согласно которым народы жил сотни лет до прихода советской власти в Казахстан.

Кушетка, созданная художницей и дизайнером Лизой Кин в категории «Мобильность» в галерее British Council в Лондоне. Фото с сайта British Council

Модератором мероприятия выступил арт-директор фестиваля современного искусства ARTBAT FEST Владислав Слудский, в течение встречи он задавал авторам выставки вопросы.

«Проблема наша, одна из причин, по которой мы не можем выйти на глобальный рынок в том, что нет силы, которая объединит нас. Дизайнер – он эгоист, он не хочет делиться своими знаниями, своим ресурсом. Нужно это изменить, чтобы все могли делиться. Организаторы показали пример, они объединили нас всех, чтобы сделать что-то очень сильное. Мне кажется, что дизайн обладает способностью создавать новые архитипы для всех нас, новые образы, новые вещи, которые будут представлять казахстанский дизайн», – прокомментировал инициативу объединения казахстанских творцов в единой выставке один из ее участников художник, основатель и директор Almaty Print Club и Almaty Design School Диас Мурзабеков.

На вопрос о том, как создать предмет быта, способный передать казахскую аутентичность, сооснователь магазина Experimentarium Асель Джабасова ответила:

«То поколение дизайнеров, с которыми мы имеем дело в Experimentarium, конечно же, способны его создать. Новый казахский стол создал Галым Кайралапов для выставки Art Fest Astana этим летом. Он выглядит как все низкие столики во всех юртах, только он создан для новых казахстанцев, казахов, поэтому он делится на части – такие столики для индивидуалистов. Если хотите, можете собрать его, хотите, можно разобрать и сесть отдельно. При этом он круглый, на ножках, то есть за ним невозможно сидеть только сидя на полу», – рассказала Асель Джабасова.

Участники и организаторы выставки уверены, что путь к новой идентичности в объединении традиций и современных форм.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые