Город для птиц

Светлана Ромашкина, Vласть

В Алматы прошел Юбилейный (так его назвали организаторы) XIV Градостроительный форум Казахстана. После него осталось больше вопросов, чем ответов.

Одновременно с тематическими круглыми столами на форуме устроили выставку — на стендах представили новые проекты застройки разных казахстанских городов.

Самый большой и разнообразный стенд был у Алматы: тут и проект реконструкции КЦДС «Атакент» (очень плотная застройка), Ботанического сада, строительство зоны отдыха в Горельнике. Судя по планам, нас ожидают высотки в районе улиц Ауэзова-Габдуллина, Манаса, Бухар Жырау, снос частного сектора рядом с ТЦ «АДК». Все проекты сделаны с высоты птичьего полета, хотя уже много раз говорилось о том, что города строятся для людей, а не для птиц.

Темы сессий: «25 лет градостроительного опыта в независимом Казахстане. Достижения и успехи. Градостроительные интерпретации нового времени, 550-летие Казахского ханства». Самыми многообещающими должны были быть сессии, посвященные Новому Шелковому пути (к сожалению, об уничтожении старого – Талхиза — речи не шло). Но тут оказалось, что дорога «Западный Китай-Западная Европа», которая собственно и провозглашена Новым Шелковым путем, построена без учета нужд животноводов: люди теперь испытывают проблемы с выпасом скота. Кроме того, на части пути образовались пробки там, где новая дорога однополосная.

Еще интереснее обещала быть сессия, посвященная генеральным планам городов, но на деле спикеры выступали от силы 2-3 минуты: собственно, они сообщали собравшимся новость о том, что утвержден новый генплан. И все.

Круглый стол «Город для людей. Баланс транспорта и пешеходов. Экологический баланс. Общественные зоны. Примеры Алматы и Астаны» вылился в немного нервную дискуссию между маститыми градостроителями и молодыми урбанистами. На стороне первых был опыт, полученный еще в советское время, на стороне вторых — молодой задор и зарубежное образование. В воздухе витало напряжение, которое пыталась разрядить президент Союза градостроителей Любовь Нысанбаева, высказавшаяся в духе «уважайте наш опыт, но и мы к вам прислушаемся тоже». К сожалению, пока что молодым алматинским урбанистам нечего показать своим старшим коллегам-градостроителям: проект реконструкции трамвайного депо еще не был представлен на градсовете и пока что все наработки существуют на бумаге, точнее в интернете.

Пожалуй, самым внезапным и ярким был голос из зала, голос даже не архитектора, а просто горожанина, который сказал, что нельзя узаконивать самозахваченные участки. Он привел в пример улицу Оспанова в Алматы, на которой нет даже тротуаров – все заставлено заборами — вплотную к дороге. И это была лучшая иллюстрация к тематической сессии «Город для людей». Собравшиеся стали спрашивать: а что делать? Мужчина ответил: «Забирать метры под тротуары у тех, кто в свое время эту землю захватил и узаконил».

Поднялся гул возмущенных голосов.

В Атырау пришлось узаконить 25 тысяч участков. В Актобе на период разработки генерального плана города был объявлен мораторий на эту процедуру. По Алматы информации нет. К сожалению, на форуме не стали обсуждать генплан Алматы. Между тем проекты, висящие на стендах, было бы неплохо показать горожанам или хотя бы людям, которые живут сейчас в тех районах, которые планируется уплотнять или сносить. Или, может быть, градостроителям стоит изучить трафик на улицах аль-Фараби, Розыбакиева и Гагарина, чтобы прогнозировать балльность пробок, которые возникнут здесь в ближайший год-два — после массовой застройки этого района высотками. А, может быть, стоит обратиться в Казгидромет, чтобы взять данные по почти канувшей в Лету розе ветров, изменению климата?

Во время перерыва удалось поговорить с главным архитектором Актюбинской области Нурланом Боранбаевым. Он считает, что при общении со строительными компаниями акимат города должен находить баланс — между интересами бизнеса и горожан. Это прозвучало как утопия, потому что от акимата города Алматы чаще всего можно лишь услышать упреки в сторону алматинцев. С другой стороны, акима понять можно: должность его назначаемая, завтра будет новый вид из окна, бороться за голоса и сердца горожан не нужно. Поэтому и работа Градостроительного совета засекречена: за закрытыми дверьми строители и акимат решают, кто и что строит, делят пирог. И как итог алматинцы получают бездушные Титаники в Тастаке или Дворец Республики, изуродованный до состояния торгового центра средней руки. Акимат города не нацелен на решение долгосрочных проектов, ему нужны те, что дадут дивиденды в виде лайков сейчас. Решать структурные проблемы — как например, на улице Оспанова и на других таких же улицах, похоже, никто не хочет. По крайней мере, на градостроительном форуме эта тема отклика не нашла. Может быть, потому что ее не видно с высоты птичьего полета?

Пока акимат прикрывается новым брендбуком, лозунгом «Город для людей», за которым нет ничего, кроме снега, сваленного на автобусных остановках, хотелось бы услышать голос градостроителей. Но, к сожалению, никто не хочет выйти к горожанам и рассказать о кулуарных решениях, что значит уплотнить Алматы в 4-5 раз, что будет построено взамен ветхого жилья, как будет меняться «Атакент», и как будет решаться проблема пробок и экологии.

Главный редактор Власти

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые