Экономика казахстанца. Қазақшылық

Евгений Кочетов, экономист, автор книги «Слова, которые изменили Казахстан», специально для Vласти

Мы заложники нашей истории. Выбор, который мы делаем сегодня или завтра, сформирован прошлым. Это данность. Наше поведение сконструировано из не связанных между собой фрагментов и обломков исторического прошлого и бытия. Мы не делали осознанный выбор, исторический случай сделал его за нас, и мы стали теми, кем являемся сейчас – носителями «қазақшылық».

В казахской этнической среде совокупность неформальных институтов получило наименование «қазақшылық». Это то, что принято ставить выше закона: неписаные кодексы, нормы, условности, модели поведения. Одним словом это то, что характеризует нас куда лучше, чем паспорт небесно голубого цвета.

Издревле казахи формировали свой быт с учетом родоплеменного уклада. Род являлся всем, он был выше государства, именно его интересы защищали и обороняли в боях. В начале XVII века в результате междоусобных распрей произошло деление на жузы, и к важности рода добавилась региональная принадлежность.

Считается, что распределение земель среди жузов носило привилегированный характер от Старшего к Младшему (Старшему – плодотворные земли, Младшему - просторные степи), вследствие чего, взаимоотношения представителей соответствующих жузов носили аналогичный характер (одни считались элитой, другие – простым народом) (Кузембайулы, 2002).

Что мы видим в наши дни? Первым вопросом, который задается при приеме на работу, является интерес места твоего рождения. Более того, неофициальным правилом является, чтобы в институтах власти были собраны представители, если не всех родов и племен, то, во всяком случае, регионов. Отсутствие «своих» вызывает возмущение. Однако проблема не в «представленности», а проблема в том, что личные качества и компетенции отходят на второй, а иногда и третий план.

Впрочем, есть вполне конкретные нормы поведения, которые очень прочно закрепились за нами. Мы гордимся ими, в некоторых случаях по-доброму высмеиваем, а между тем они определяют нашу жизнь.

Наиболее яркими нашими культурными особенностями являются: гостеприимство, уважение старших, сильные родственные связи, снисходительное отношение ко времени и срокам, ну или просто необязательность.

О гостеприимстве казахов ходят легенды. В конце XIX века российский исследователь Виктор фон Герн писал: «Как казахи... вообще и до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них даже в культ».

Но как получилось так, что гостеприимство является неотъемлемой частью казахской культуры?

Кочевой образ жизни делал кочевника постоянным гостем в его странствиях. Гостеприимство, в связи с этим, позволяло смягчить трудности путешествий. Поэтому у казахов существовал обычай «Конакасы», в соответствии с которым любому гостю предоставлялись бесплатное угощение и ночлег. Несоблюдение данного обычая наказывалось штрафом «ат-тон айыпы», а также подвергалось общественному осуждению.

Любопытно, но гостеприимство позволяет нам быть эффективными в экономическом плане. Гостеприимство способствует возникновению и увеличению уровня доверия, наличие которого снимает отчасти проблемы слабых мест в контрактах и возможности оппортунистического поведения партнера.

Уважение старших. Исторически сложилось четкое представление об иерархии, охватывающей все стороны жизни. Понятие «старший» подразумевало под собой множество аспектов: возраст, положение в системе жуз-племя-род, заслуги, слава, авторитет, семейный статус, талант, материальное положение и т.д. На основе данного правила сформировался своеобразный «культ старших», когда уважение оказывается не только людям, старшим по возрасту, но и старшим по должности, социальному уровню, статусу и т.д.

Родственные связи. В Казахстане – это особые взаимоотношения внутри членов семьи, которые были выработаны нашими вековыми традициями. Так сложилось вследствие уклада жизни казахов, где из-за высокой смертности близкородственные семьи старались жить рядом и всячески поддерживать друг друга. Казахский народ мудро выработал особую систему взаимной ответственности родственников за потомство во имя будущего, во имя выживания подрастающего поколения. Ни один ребенок не должен был остаться беспризорным на улице, на произвол судьбы. Эти традиции позволили казахскому народу пережить века и сохраниться как единому национальному образованию.

Однако на протяжении столетий доказывалось, что крепкая семейственность является мотивом к коррупционному поведению. Макс Вебер, пытаясь осмыслить подъем капиталистических обществ, утверждал, что «величайшим достижением….этических и аскетических протестанских сект явилось то, что они смогли поколебать основы патриархальной семьи». Именно это с его точки зрения, не дало коррупции стать главным бичом протестантских стран.

Эдвард Банфилд, ввел термин «аморальная семейственность», в круг которой входят не только родственники, но и близкие друзья. Тесные связи в семье порождают коррупцию, так как хорошо все то, что работает на тебя и на твою семью. Данный тезис подтверждается исследованием Всемирного банка, сделанным в 1990 году. Вывод таков что, чем сильнее прочность семейных уз в стране, тем выше уровень коррупции.

У нас родственные связи проявляются по-своему и особенно они сильны в трудовых отношениях. Бывает, что личные качества и профессионализм проигрывают родственным узам. Под давлением мнения многочисленной родни и традиций помощи нуждающимся близким людям, трудоустраивают родственников, несмотря на отсутствие у них соответствующего профессионализма. В результате родственник занимает важную должность, а работу за него делают его коллеги.

Снисходительное отношение ко времени и срокам исполнения обязательств. Эта черта у нас также легендарна, как и гостеприимство. Снисходительное отношение ко времени или просто опоздания – это лишь верхушка айсберга. Уверен, что ситуация когда целый день ждешь сантехника, а он в итоге не приходит, объясняя это семейными делами - знакома каждому. Немного пожурив негодяя, мы отнесемся к его поступку с пониманием, ведь мы можем оказаться в такой же ситуации. Среднестатистические немец или американец вскипели бы от ярости, но значительное число родственников и крепкие связи не позволят нам даже подумать об этом.

В нашем случае, появление такой особенности, вероятно связано с кочевым образом жизни. Большие пространства для кочевья, в связи с этим трудность четкого контроля времени. И конечно не забываем о сильных семейных узах.

Разумеется, это сказывается и на экономической сфере. Заключение договоров в нашей стране дело очень скрупулезное, ведь риск срыва контрактов высок.

Ну и что же нам делать с собой такими? Как можно изменить то, что формировалось столетиями?

На самом деле успешный опыт ряда стран показывает, что нужно превращать наши слабые качества в сильные.

Если говорить про силу родственных связей, то здесь очевиден их плюс в делах экономических. Они увеличивают степень доверия, или как сказали бы институциональные экономисты – сокращают транзакционные издержки. Другое дело, что у нас принято закрывать глаза на некомпетентность и очевидные огрехи родственников.

А между тем, по уровню семейственности к Казахстану очень близок Сингапур, который на заре своего развития столкнулся с такой же проблемой и успешно сделал ее своим сильным качеством. Сегодня, например премьер-министр Сингапура – это сын покойного Ли Куан Ю, а жена премьер-министра возглавляет Фонд национального благосостояния Temasek Holdings.

Удивительно, но в антикоррупционной политике этого крошечного государства акцент был сделан именно на семейственность. Ли Куан Ю говорил: «Для победы над коррупцией нужно не жалеть сажать в тюрьму провинившихся друзей и родственников». Родственники могут работать вместе, но спрос за их провинность в Сингапуре очень высок.

Или возьмем такое качество как снисходительное отношение ко времени и срокам исполнения обязательств. Схожая с нами по номадической культуре страна – Объединенные Арабские Эмираты, исправляла данную проблему путем создания независимой судебной системы, работающей на основе английского права. Так, например судебная система Международного финансового центра в городе Дубай представлена судьями, из которых лишь трое имеют гражданство ОАЭ, остальные судьи граждане Малайзии, Австралии, Сингапура и Великобритании. Более того, далеко не все судьи проживают в ОАЭ, поэтому заседания в режиме видеоконференцсвязи обычное дело.

В основе любой стратегии, будь то военной или торговой, лежит принцип того, что именно слабые стороны приносят успех. Разумно в этом ключе утверждение, что слабых сторон вообще не существует, существует лишь проблема их не правильного использования. Государства, похожие на нас, подтверждают эту гипотезу на практике. Посредством разумной политики они преобразовали культуру и оградили ее от самой себя.

Все это возможно, главное делать акцент на то, что по-настоящему определяет народ. Одним словом на то, что характеризует нас куда лучше, чем паспорт небесно голубого цвета.

Примечание: Материал подготовлен на основе работы Т.Ивановой «Специфика неформальных институтов в Казахстане» (МГУ, 2010 г.).

Колонки Евгения Кочетова лягут в основу книги «Экономика казахстанца», которую автор планирует издать в ближайшее время.

Экономист, автор книги "Слова, которые изменили Казахстан"

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики